Закон о присяжных

Федеральный закон от 20.08.2004 N 113-ФЗ (ред. от 01.07.2017) «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации»

4298; N 49, ст. 6409; 2011, N 1, ст. 37; N 24, ст. 3357; N 45, ст. 6335; N 47, ст. 6611; N 49, ст. 7014, 7037; 2012, N 19, ст. 2281; N 49, ст. 6751; 2013, N 23, ст. 2866; N 30, ст. 4081; 2014, N 8, ст. 737; N 16, ст. 1835; N 30, ст. 4220; N 48, ст. 6647, 6663; 2015, N 1, ст. 13, 16; N 10, ст. 1402; N 27, ст. 3968; N 48, ст. 6692; 2016, N 1, ст. 18; N 18, ст. 2504; N 27, ст. 4182; N 49, ст. 6844; 2017, N 49, ст. 7307, 7316) следующие изменения:

1) в части второй статьи 255:

а) абзац девятый пункта 16 изложить в следующей редакции:

«Взносы по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников, расходы работодателей по договорам на оказание медицинских услуг, заключенным в пользу работников на срок не менее одного года с медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, и расходы, указанные в пункте 242 настоящей части, в совокупности не могут превышать 6 процентов от суммы расходов на оплату труда.»;

б) дополнить пунктом 242 следующего содержания:

«242) расходы на оплату услуг по организации туризма, санаторно-курортного лечения и отдыха на территории Российской Федерации в соответствии с договором о реализации туристского продукта, оказанных работникам, их супругам, родителям, детям (в том числе усыновленным) в возрасте до 18 лет, подопечным в возрасте до 18 лет, а также детям (в том числе усыновленным) в возрасте до 24 лет, обучающимся по очной форме обучения в образовательных организациях, бывшим подопечным (после прекращения опеки или попечительства) в возрасте до 24 лет, обучающимся по очной форме обучения в образовательных организациях.

В целях настоящего пункта услугами по организации туризма, санаторно-курортного лечения и отдыха на территории Российской Федерации признаются следующие услуги, оказанные по договору о реализации туристского продукта, заключенному работодателем с туроператором или турагентом:

услуги по перевозке туриста по территории Российской Федерации воздушным, водным, автомобильным и (или) железнодорожным транспортом до пункта назначения и обратно либо по иному согласованному в договоре о реализации туристского продукта маршруту;

услуги проживания туриста в гостинице (гостиницах) или ином (иных) средстве (средствах) размещения, объекте санаторно-курортного лечения и отдыха, расположенных на территории Российской Федерации, включая услуги питания туриста, если услуги питания предоставляются в комплексе с услугами проживания в гостинице или ином средстве размещения, объекте санаторно-курортного лечения и отдыха;

услуги по санаторно-курортному обслуживанию;

экскурсионные услуги.

Указанные в настоящем пункте расходы учитываются в размере фактически произведенных расходов на услуги по организации туризма, санаторно-курортного лечения и отдыха на территории Российской Федерации, но не более 50 000 рублей в совокупности за налоговый период на каждого из граждан, перечисленных в абзаце первом настоящего пункта, и при условии выполнения требования, установленного абзацем девятым пункта 16 настоящей части;»;

2) пункт 29 статьи 270 после слова «путешествий» дополнить словами «, если иное не предусмотрено пунктом 242 части второй статьи 255 настоящего Кодекса».

Присяжных станет меньше

Численный состав коллегии присяжных заседателей областных судов и равных им судов сокращен с 12 до 8 человек.

Федеральным законом от 23.06.2016 №190-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с расширением применения института присяжных заседателей» предоставлено право обвиняемым в совершении особо тяжких преступлений против личности по уголовным делам, которые относятся к подсудности районного суда и гарнизонного военного суда, ходатайствовать о рассмотрении их дел коллегией в составе судьи районного суда и равного ему федерального суда общей юрисдикции и шести присяжных заседателей.

К подсудности суда районного уровня с участием присяжных заседателей предлагается отнести уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 105 частью второй, 277, 295, 317, 357 Уголовного кодекса Российской Федерации, по которым в качестве наиболее строгого вида наказания не могут быть назначены пожизненное лишение свободы или смертная казнь, а также дела о преступлениях, предусмотренных статьями 105 частью первой и 111 частью четвёртой Уголовного кодекса Российской Федерации.

Федеральным законом вносятся изменения в пункт 2 части второй статьи 30 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, касающиеся сокращения численного состава коллегии присяжных заседателей областных судов и равных им судов с 12 до 8 человек.

Четное число состава коллегии присяжных заседателей позволит обеспечить соблюдение требований частей третьей и пятой статьи 343 Кодекса о том, что оправдательный вердикт считается принятым, если за отрицательный ответ на любой из поставленных в вопросном листе основных вопросов проголосовало не менее половины присяжных заседателей, а если голоса разделились поровну при ответах на другие вопросы, принимается наиболее благоприятный для подсудимого ответ.

В связи с сокращением числа присяжных заседателей в составе коллегии упрощается процедура их отбора.

В соответствии с Федеральным законом количество кандидатов в присяжные заседатели, подлежащих вызову в судебное заседание, должно быть не менее 14 в областных судах и равных им судах и не менее 12 в судах районного уровня (часть четвёртая статьи 325 и часть третья статьи 327 Кодекса).

Вносятся изменения, направленные на уточнение процедуры формирования коллегии присяжных заседателей (статья 328 Кодекса), что позволит обеспечить рассмотрение уголовных дел судом с участием присяжных заседателей в разумные сроки и исключить возможность воздействия сторон на кандидатов в присяжные заседатели в ходе формирования коллегии.

Ст. помощник прокурора Моор Ю.Н.

Присяжные заседатели — группа из нескольких человек, которые участвуют при рассмотрении судебного дела.

Суд присяжных — простая судебная система. Люди, которые состоят в подобных группах, юридически не подкованы. Они не заинтересованы в деле, поэтому их окончательное решение зависит от того, насколько убедительными будут стороны. Тем не менее, правовые отношения лиц, принявших присягу регулируется Федеральным законом «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации».

Какие были внесены изменения?

Как уже говорилось выше, в Федеральный закон были внесены изменения 1 июля 2017 года. В частности изменилась статья 7.

Ст 7

В статье 7 был изменен пункт 1. В нем говорится о том, что граждане, которые были включены в список запасных присяжных, могут быть оттуда исключены.

Основанием для исключения могут послужить обстоятельства, которые препятствуют ему исполнять свои непосредственные обязанности в виде присяжного, как:

  • Отсутствие знания языка, на котором рассматривается судебное дело с присяжными;
  • Плохое состояние здоровья, которое подтверждается медицинскими справками;
  • Возраст (старше 65 лет);
  • Военнослужащий;
  • Гражданин, который был уволен из федеральной службы безопасности или другой охранной организации.

Ниже рассмотрены основные статьи Федерального закона

Ст 3

В статье 3 описываются условия, которые должны быть выполнены лицами, принявшими присягу для рассмотрения дела.

Присяжными заседателями не могут быть лица:

  • Младше 25 лет;
  • С судимостью;
  • Признанные недееспособными или ограниченные в дееспособности по решению суда;
  • Употребляющие наркотические или психоневрологические средства.

Ст 5

В статье 5 описываются сроки составления списков с новыми присяжными. Исполнительный орган гос. власти контролирует порядок и сроки составления списков в них.

Ст 7

В статье 7 описываются ситуации, в которых присяжные не могут участвовать в судебном заседании. Это касается тех, которые были исключены из списка кандидатов. Исключением занимается орган муниципального образования или исполнительный орган государственной власти РФ.

Основания для исключения:

  • Ситуации, которые описываются в статье 3 ФЗ;
  • Гражданин собственноручно составил заявление с описанием обстоятельств, которые препятствуют ему в выполнении обязанностей присяжного.

Ст 8

В статье 8 описывается процесс направления документа в суд, в котором содержатся списки кандидатов в присяжные. За месяц до того как истекают полномочия должностных лиц, исполнительным органом государственной власти списки должны быть направлены в суд. Если в них были внесены изменения, то соответствующий документ направляется в судебную инстанцию. Срок отправки — одна неделя.

Если при рассмотрении списков было выявлено, что часть кандидатов не может рассматривать судебные дела по конкретным обстоятельствам, органу государственной власти предоставляется дополнительное время на то, чтобы были внесены изменения или дополнения в соответствующие списки кандидатов.

Ст 10

В статье 10 описывается временной период, в течение которого присяжный заседатель может исполнять свои обязанности. Граждане, которые являются присяжными, должны ежегодно в течение 10 рабочих дней рассматривать судебные дела. Если речь идет об уголовном деле, которое за указанный временной промежуток не было завершено, то такие граждане обязаны рассматривать это дело до его завершения. Граждане, которые находятся в резервных списках кандидатов заседателей, принявших присягу, могут участвовать на других судебных заседаниях.

Ст 11

В статье 11 описываются виды финансирования подобных граждан. В период выполнения своих обязанностей суд выплачивает присяжному денежную компенсацию. Сумма денежной компенсации — 1/2 часть заработной платы судьи за этот день.

Денежное вознаграждение не может быть меньше заработной платы присяжного в виде его основной работы в конкретном суде.

Суд за счет средств федерального бюджета, дополнительно выплачивает лицу, принявшему присягу, командировочные траты или транспортные расходы до суда и обратно. Во время рассмотрения судебного дела уволить человека, принявшего присягу или перевести его на другую работу по просьбе работодателя, недопустимо.

Ст 12

В статье 12 описывается, что заседатель, принявший присягу, имеет аналогичные гарантии с судьей. Гарантии неприкосновенности и независимости устанавливаются Конституцией РФ и другими законами. Лица, которые мешают выполнять обязанности присяжного заседателя, несут ответственность (административную и уголовную) на основе законодательства РФ.

Скачать закон о присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ

Федеральный закон «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» регулирует правовые отношения, которые возникают у присяжных заседателей в период выполнения своих обязанностей. Граждане могут рассматривать как административные, так и уголовные дела, получая за это денежную компенсацию. Рассмотрение дел с участием присяжных осуществляется только на территории Российской Федерации. Чтобы скачать закон в последней редакции с внесенными изменениями, следует нажать на ссылку.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста

Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *