Статья 173 НК

Как учесть НДС, выставленный упрощенцем в счете-фактуре

Упрощенец-продавец, выставивший счет-фактуру с выделенной суммой НДС, с 2016 года не учитывает этот налог в своих доходах (подп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, закон от 06.04.2015 № 84-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»).

Что касается НДС, предъявленного в счете-фактуре упрощенцем, то по вопросу возможности принять его к вычету покупателем мнения контролирующих органов и арбитров различаются. Минфин и ФНС России считают, что в этой ситуации покупатели права на вычет не имеют (письма Минфина России от 05.10.2015 № 03-07-11/56700, ФНС России от 06.05.2008 № 03-1-03/1925, от 17.05.2005 № ММ-6-03/[email protected]).

Арбитры придерживаются противоположной точки зрения (постановление Конституционного суда РФ от 03.06.2014 № 17-П, определение Конституционного суда РФ от 29.03.2016 № 460-О, постановления Арбитражного суда Дальневосточного округа от 09.11.2016 № Ф03-5110/2016 по делу № А59-157/2016, Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 08.06.2016 № Ф02-2405/2016 по делу № А78-2859/2015, ФАС Западно-Сибирского округа от 09.04.2014 по делу № А67-1209/2013). С учетом многочисленной положительной судебной практики вероятность принятия положительного решения при оспаривании позиции налоговиков довольно велика.

Ответственность за неуплату налога, выделенного неплательщиком в счете-фактуре

Вопрос о том, подлежат ли применению ст. 75, 122 НК РФ к спецрежимнику, выделившему в счете-фактуре НДС и не уплатившему его в бюджет, не урегулирован НК РФ. Судебная практика по этому вопросу неоднозначна. Большинство арбитров придерживаются мнения, что лица, применяющие специальные налоговые режимы и не уплатившие НДС, указанный в выставленных счетах-фактурах, не подлежат привлечению к ответственности по ст. 75, п. 1 ст. 122 НК РФ, поскольку привлечь к ответственности можно только налогоплательщиков (п. 2 ст. 44,122 НК РФ). Спецрежимники плательщиками НДС не признаются.

О том, что неплательщика НДС нельзя привлечь к уплате штрафа по ст. 122 НК РФ, говорится в постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 17.04.2012 по делу № А66-9074/2011, ФАС Западно-Сибирского округа от 16.09.2009 № Ф04-5706/2009(19982-А81-42) по делу № А81-248/2009, ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.10.2009 по делу № А78-1910/2009, ФАС Дальневосточного округа от 20.02.2009 № Ф03-6382/2008 по делу № А59-1709/2008, ФАС Московского округа от 30.11.2009 № КА-А40/12713-09 по делу № А40-29589/09-142-106 и др.).

Противоположный вывод содержится в более ранних судебных актах ФАС Поволжского округа от 13.09.2007 по делу № А65-50/2007-СА2-41, ФАС Восточно-Сибирского округа от 08.11.2006 № А33-11936/06-Ф02-5948/06-С1 по делу № А33-11936/06, ФАС Северо-Западного округа от 26.09.2006 по делу № А13-7764/2005-14, ФАС Северо-Западного округа от 26.09.2006 по делу № А13-7764/2005-14, ФАС Северо-Кавказского округа от 16.11.2006 № Ф08-5887/2006-2451А по делу № А32-52738/2005-5/719.

Вывод о том, что пени не начисляются, даже если лицо, не являющееся плательщиком НДС, выделило налог в счете-фактуре и не перечислило его в бюджет, содержится в постановлениях Президиума ВАС РФ от 14.02.2006 № 11670/05 по делу № А16-1432/2004-1, ФАС Волго-Вятского округа от 23.05.2007 по делу № А28-9827/2005-258/29, ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.08.2008 № А58-9971/07-Ф02-4000/08 по делу № А58-9971/07, ФАС Дальневосточного округа от 20.02.2009 № Ф03-6382/2008 по делу № А59-1709/2008, ФАС Западно-Сибирского округа от 25.09.2007 № Ф04-6506/2007(38385-А45-31) по делу № А45-2530/07-23/55, ФАС Западно-Сибирского округа от 31.05.2007 № Ф04-3463/2007(34772-А81-31) по делу № А81-1153/2006 (определением ВАС РФ от 04.10.2007 № 12019/07 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ), ФАС Московского округа от 30.11.2009 № КА-А40/12713-09 по делу № А40-29589/09-142-106, ФАС Уральского округа от 26.09.2006 № Ф09-8563/06-С2 по делу № А07-9437/06, ФАС Центрального округа от 17.05.2006 по делу № А68-АП-362/11-03 и др.

О том, что пени могут начисляться в указанном случае, говорится в постановлениях ФАС Северо-Кавказского округа от 20.05.2008 № Ф08-2636/2008 по делу № А32-13750/2006-60/282, ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.02.2006 № А58-3303/05-Ф02-384/06-С1, ФАС Поволжского округа от 01.06.2006 по делу № А06-4643У/4-21/05, ФАС Северо-Кавказского округа от 16.11.2006 № Ф08-5887/2006-2451А по делу № А32-52738/2005-5/719).

Статья 173 НК РФ. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (действующая редакция)

— Федеральный закон от 22.07.2005 N 119-ФЗ.

2. Если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса и увеличенную на суммы налога, восстановленного в соответствии с пунктом 3 статьи 170 настоящего Кодекса, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьями 176 и 176.1 настоящего Кодекса, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.

Абзац исключен. — Федеральный закон от 29.05.2002 N 57-ФЗ.

Абзац утратил силу с 1 января 2007 года. — Федеральный закон от 22.07.2005 N 119-ФЗ.

3. Сумма налога, подлежащая уплате при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, исчисляется в соответствии с пунктом 5 статьи 166 настоящего Кодекса.

4. При реализации товаров (работ, услуг), указанных в статье 161 настоящего Кодекса, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется и уплачивается в полном объеме налоговыми агентами, указанными в статье 161 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено пунктом 4.1 настоящей статьи.

4.1. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налоговыми агентами, указанными в пункте 8 статьи 161 настоящего Кодекса, определяется по итогам каждого налогового периода как общая сумма налога, исчисляемая в соответствии с пунктом 3.1 статьи 166 настоящего Кодекса в отношении товаров, указанных в пункте 8 статьи 161 настоящего Кодекса, увеличенная на суммы налога, восстановленные в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 3 статьи 170 настоящего Кодекса, и уменьшенная на суммы налоговых вычетов, предусмотренных пунктами 3, 5, 8, 12 и 13 статьи 171 настоящего Кодекса в части операций, осуществляемых указанными налоговыми агентами с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 настоящего Кодекса.

5. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется следующими лицами в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога:

1) лицами, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога;

2) налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению.

При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг).

6. При переходе налогоплательщика на специальные налоговые режимы либо при начале использования налогоплательщиком права на освобождение, предусмотренное статьей 145 настоящего Кодекса, суммы налога, исчисленные при выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, подлежат уплате в порядке, установленном абзацем первым пункта 1 статьи 174 настоящего Кодекса, за налоговый период, на который приходится последний календарный день до даты перехода на специальные налоговые режимы, либо за налоговый период, на который приходится последний календарный день до начала использования налогоплательщиком права на освобождение, предусмотренное статьей 145 настоящего Кодекса, в части товаров, не использованных для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, без применения освобождения от налога, установленного настоящей главой.

Положения статьи 173 НК РФ используются в следующих статьях:

  • Статья 171 НК РФ Налоговые вычеты 3. Вычетам подлежат суммы налога, уплаченные в соответствии со статьей 173 НК РФ налоговыми агентами, указанными в пунктах 2, 3 и 6 статьи 161 НК РФ, а также исчисленные налоговыми агентами, указанными в пункте 8 статьи 161 НК РФ. Открыть статью
  • Статья 172 НК РФ Порядок применения налоговых вычетов В случае реорганизации организации вычет указанных в абзаце третьем пункта 6 статьи 171 НК РФ сумм налога, которые не были приняты реорганизованной (реорганизуемой) организацией к вычету до момента завершения реорганизации, производится правопреемником (правопреемниками) по мере уплаты в бюджет налога, исчисленного реорганизованной (реорганизуемой) организацией при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления в соответствии со статьей 173 НК РФ. Открыть статью
  • Статья 174 НК РФ Порядок и сроки уплаты налога в бюджет 4. Уплата налога лицами, указанными в пункте 5 статьи 173 НК РФ, производится по итогам каждого налогового периода исходя из соответствующей реализации товаров (работ, услуг) за истекший налоговый период не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Открыть статью
  • Статья 346.5 НК РФ Порядок определения и признания доходов и расходов 23) суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательством о налогах и сборах при самостоятельном исполнении обязанности по уплате налогов и сборов, за исключением единого сельскохозяйственного налога, уплаченного в соответствии с настоящей главой, и налога на добавленную стоимость, уплаченного в бюджет в соответствии с пунктом 5 статьи 173 НК РФ; Открыть статью
  • Статья 346.16 НК РФ Порядок определения расходов 22) суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательством о налогах и сборах, за исключением налога, уплаченного в соответствии с настоящей главой, и налога на добавленную стоимость, уплаченного в бюджет в соответствии с пунктом 5 статьи 173 НК РФ; Открыть статью

Статья 173 НК РФ. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет

173 см. Постановление КС РФ от 03.06.2014 N 17-П.

5. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется следующими лицами в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога:

(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

1) лицами, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога;

(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

2) налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению.

(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг).

6. При переходе налогоплательщика на специальные налоговые режимы либо при начале использования налогоплательщиком права на освобождение, предусмотренное статьей 145 настоящего Кодекса, суммы налога, исчисленные при выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, подлежат уплате в порядке, установленном абзацем первым пункта 1 статьи 174 настоящего Кодекса, за налоговый период, на который приходится последний календарный день до даты перехода на специальные налоговые режимы, либо за налоговый период, на который приходится последний календарный день до начала использования налогоплательщиком права на освобождение, предусмотренное статьей 145 настоящего Кодекса, в части товаров, не использованных для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, без применения освобождения от налога, установленного настоящей главой.

(п. 6 в ред. Федерального закона от 30.06.2016 N 225-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

В отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, как будто существует параллельная реальность. В части второй НК РФ, в главе 21 «Налог на добавленную стоимость» появляются новые, доселе неизвестные участники налоговых правоотношений, которые, не являясь налогоплательщиками (!), обязаны при этом уплатить НДС, причем не только за себя-неплательщика, но и собственно за самого налогоплательщика НДС. Не верите? Вот доказательства.

Начнем с первой части Налогового кодекса РФ. Статья 9 определяет участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Перечень закрытый, но поскольку, видимо, органы власти давненько к нему не обращались, давайте процитируем его в полном объеме. Итак,

Участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:

  1. организации и физические лица, признаваемые в соответствии с настоящим Кодексом налогоплательщиками или плательщиками сборов;
  2. организации и физические лица, признаваемые в соответствии с настоящим Кодексом налоговыми агентами;
  3. налоговые органы…;
  4. таможенные органы….

Теперь вперед к параллельной реальности, где главное действующее лицо — налог на добавленную стоимость.

Статья 173. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет

Именно он рождает новых участников налоговых правоотношений. Да вот они, в пункте 5 статьи 173 НК РФ, скромно названные «лицами»: «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется следующими лицами в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога: 1) лицами, не являющимися налогоплательщиками…».

Лица эти не являются налогоплательщиками, да и налоговыми агентами их не кличут. Понятно, что и к налоговым или таможенным органам, на что указывает перечень участников в статье 9 НК РФ, эти Лица отношения тоже не имеют.

Перед нами Лицо-НЛО? Но зачем-то оно появилось в Налоговом Кодексе РФ? Глупый вопрос: конечно, чтобы платить налоги. Ну и что, что НЕ налогоплательщик — «лицо» ведь есть, значит, и налог недалеко! Да вот и он: «…сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг)» (пункт 5 статьи 173 НКРФ). Лицо платит налог, но налогоплательщиком от этого не становится. Так считает Высший Арбитражный Суд: «… возникновение в данном случае обязанности по перечислению в бюджет налога не означает, что выставившее счет-фактуру лицо приобретает в отношении таких операций статус налогоплательщика…» (абзац второй пункта 5).

Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33). Видать, все-таки Лицо лицом не вышло и «фэйс-контроль» для статуса налогоплательщика не прошло.

А в остальном оно вполне всех устраивает. И хотя согласно статье 9 НК РФ не является участником отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, привлекается к уплате НДС именно этим законодательством о налогах и сборах, а конкретно статьей 173 НК РФ.

Итак, Лицо-НЛО обнаружилось, налог присутствует, остается проанализировать объект налогообложения. С этого места подробнее о формировании суммы реализации, указанной в счете-фактуре. Так вот, Лицо, не являющееся плательщиком НДС, вполне может приобрести товар у того, кто плательщиком НДС является. Между тем аббревиатура НДС (может, кто забыл) читается так: «налог на добавленную стоимость», то есть это налог только на маржу, на непосредственный доход бизнесмена, на чистую прибавку в стоимости в виде рентабельности. Это если организация приобрела товар (работу, услугу) за 11800 руб. (10000 руб. + 1800 НДС 18%), а реализовала собственную продукцию за 14160 руб. (12000 руб. + 2160 руб. НДС 18%), то добавленная стоимость с НДС составит 2360 руб. (14160 — 11800), а налог, исчисленный именно с добавленной стоимости — 360 руб. ((12000 — 10000) х 18%).

Как было сказано выше, Лицо обязано уплатить сумму НДС по счету-фактуре, переданному своему покупателю. Известно, что в счете-фактуре ставка НДС применяется отнюдь не к добавленной, а к общей стоимости реализации (см. графу 8 Формы счета-фактуры, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137) и сумма НДС (в нашем примере) будет 2160 руб. (12000×18%). Объектом налогообложения в этом случае выступит не только добавленная стоимость реализуемого товара (работы, услуги) 2000 руб., но стоимость приобретенного товара (работы, услуги) у поставщика-партнера по бизнесу (10000 руб.).

И, значит, платить в бюджет это Лицо будет не только свой НДС (360 руб.), но и НДС своего контрагента (1800 руб.). Объект налогообложения плательщика НДС (контрагента) переходит к неплательщику, обязанному уплатить этот налог в силу пункта 5 статьи 173 НК РФ. Выгодный для бюджета неплательщик! Все это приводит к тому, что с одной и той же суммы реализации 10000 руб. НДС поступит в бюджет дважды (с каждого субъекта по 1800 руб.), а ставка налога с одной и той же базы составит уже не 18% а все 36%. А как же принцип однократности налогообложения?

Абсурда можно было бы избежать, если бы нашему Лицу было предоставлено право на налоговый вычет НДС, полученного от поставщика. Но — нет. Высший Арбитражный Суд сурово заявил: «На указанное лицо возлагается лишь обязанность перечислить в бюджет налог, размер которого в силу прямого указания пункта 5 статьи 173 Кодекса определяется исходя из суммы, отраженной в соответствующем счете-фактуре, выставленном покупателю. Возможность уменьшения этой суммы на налоговые вычеты приведенной нормой либо иными положениями главы 21Кодекса не предусмотрена» (абзац третий пункта 5 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием НДС»).

Спустя два месяца после указанного постановления Высший Арбитражный Суд прекратил свою деятельность. Тот случай, когда ВАС упразднен, постановление осталось…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *