Статья 164 налогового кодекса

Ст. 164 НК РФ: вопросы и ответы

Ст. 164 НК РФ позволяет налогоплательщикам правильно рассчитать НДС — в ней четко описаны ситуации, при которых надлежит применять существующие налоговые ставки. После знакомства с данной статьей вам станет понятно, какую ставку следует применять при расчете НДС в вашей деятельности.

Какие ставки предусматривает статья 164 НК РФ в 2017 году?

Когда следует применять ставку 0% по п. 1 ст. 164 НК РФ?

В каких случаях можно применить п. 2 ст. 164 НК РФ?

Когда применяется полная налоговая ставка?

Каковы особенности по применению налоговых ставок у налоговых агентов?

Может ли применяться ставка 0% при импорте товаров в Россию?

Каковы обязательные условия по применению ставки 0% при перевозке ТМЦ авиатранспортом, если пункты назначения и отправления находятся не в РФ, но борт совершил посадку в России?

Какие существуют условия применения ставки НДС 0% при перевозке товаров для экспорта?

Какие данные надлежит указывать в реестре международных (единых) документов по перевозке пассажиров с их багажом, чтобы подтвердить применение ставки 0%?

Могут ли в электронной форме предоставляться реестры документов для подтверждения ставки НДС 0%?

Все ли участники международной перевозки ТМЦ могут применить ставку налога 0%?

Какая ставка налога применяется при оказании услуг по контрактам транспортной экспедиции, осуществляемых автотранспортом из российского речного порта в пункт назначения, расположенный в России?

По какой ставке НДС облагаются операции по продаже справочников по правилам дорожного движения — 10 или 18%?

Если осуществляется поставка ТМЦ в Республику Беларусь российскому покупателю, то по какой ставке облагается данная операция?

Сохраняется ли ставка 0% при экспортной поставке ТМЦ в адрес иностранного физлица?

По какой ставке облагается операция по международной перевозке ТМЦ, не предназначенных для продажи?

Какие ставки предусматривает статья 164 НК РФ в 2017 году?

Статья 164 НК РФ предполагает применение 3 ставок налога на добавленную стоимость в России: 0, 10 и 18%. И такие размеры ставок налога применяются с 2004 года. Несмотря на звучавшие ранее инициативы относительно снижения основной ставки НДС с 18 до 16%, она так и не была изменена.

Основной размер налоговой ставки в России — 18%. Эту ставку необходимо применять во всех случаях, кроме тех, что указаны в пп. 1–2 и 4 ст. 164 НК РФ (далее по тексту — НК). Поэтому тем, кто рассчитывает на применение меньшей налоговой ставки, следует внимательно ознакомиться с данными нормами, в которых перечисляются ситуации, когда возможно применение ставок 0 и 10%.

Также следует учесть, что бывают ситуации, когда ставка налога определяется как соотношение двух существующих ставок (18 и 10%) к увеличенной на их размер 100%-ной налоговой базе. Все условия определения данных соотношений (10/110% и 18/118%) предусмотрены п. 4 ст. 164 НК.

О том, какие существуют формулы для выделения НДС, читайте в материале «Какие есть формулы для расчета НДС (вычисление и выделение)?».

В частности, если:

  • получена оплата деньгами за ТМЦ (товарно-материальные ценности), услуги согласно ст. 162 НК;
  • получена предварительная оплата, в т. ч. и частичная, при ожидании поставки ТМЦ, выполнения услуг, приемки-передачи имущественных прав на основании п. 2–4 ст. 155 НК;
  • налог удерживается налоговым агентом согласно п. 1–3 ст. 161 НК;
  • реализуются активы, купленные на стороне и поставленные на учет с налогом на добавленную стоимость в соответствии с п. 3 ст. 154 НК;
  • продается сельхозпродукция, в т. ч. и переработанная (п. 4 ст. 154 НК);
  • осуществляется продажа авто в соответствии с п. 5.1 ст. 154 НК;
  • передаются имущественные права согласно пп. 2–4 ст. 155 НК.

Согласно нормам налогового законодательства, сумма налога должна быть определена расчетным способом.

Подробнее о расчете НДС с авансов читайте в статье «Какой общий порядок учета НДС с авансов полученных?».

Когда следует применять ставку 0% по п. 1 ст. 164 НК РФ?

Статья 164 НК РФ дает четкое понимание того, какую налоговую ставку при различных ситуациях следует применить. Особого внимания проверяющих обычно удостаиваются операции, облагаемые по ставке 0% налога. Исчерпывающий список всех таких случаев применения данной льготной ставки содержится в п. 1 вышеуказанной статьи кодекса. Следует детально разобрать каждую из таких ситуаций.

Итак, по нулевой налоговой ставке облагаются операции:

1) по продаже ТМЦ, находящихся на территории свободной таможенной зоны, а также экспортируемых при прохождении таможенной процедуры (при условии наличия документов согласно ст. 165 НК, которые надлежит передать налоговикам).

О том, применима ли ставка 0% к экспортной операции, осуществляемой через посредника, читайте в материале «Экспорт через посредника — иностранца: облагать ли НДС и по какой ставке?».

2) утратил силу с 01.01.2011 (закон «О внесении изменений…» от 27.11.2010 № 309-ФЗ);

2.1) оказанию:

  • услуг по перевозке грузов в международном сообщении по воде, по воздуху, железнодорожным и автотранспортом (при условии, что пункты отправки/назначения находятся в нашей стране);
  • услуг лизинга, оказываемых отечественными налогоплательщиками с целью обеспечения международных грузоперевозок;
  • услуг по контрактам транспортной экспедиции на международных рейсах (в том числе таможенное оформление транспорта и грузов, ведение переговоров на предмет заключения контракта поставки товаров, прием, завоз, разгрузка, организация страховки, отслеживание, перемаркировка грузов, подготовка пакета документов, складские услуги, предоставление информационно-финансовых услуг, составление и согласование техусловий по погрузке и крепежу, обеспечение контроля за соблюдением условий доставки, обслуживание и ремонт специального грузового транспорта, услуги по хранению грузов);
  • указанных выше услуг, предоставляемых в случае выполнения грузоперевозок ж/д транспортом от места отправки в России (порты, погранстанции) до мест назначения доставки ТМЦ на территории федерации;
  • услуг по транспортировке углеводородов из мест добычи в исключительной экономической зоне (континентальный шельф и сектор РФ в дне Каспия) до зарубежного места назначения, находящегося под юрисдикцией России;

2.2) выполнению услуг российскими компаниями, занятыми в сфере обслуживания трубопроводных магистралей по перевалке нефти и продуктов из нее на основании договоров между иностранными или отечественными контрагентами (или их агентами), заключившими внешнеэкономическую сделку по продаже нефти и продуктов из нее, вывозимых за пределы России. К данной ситуации также можно отнести лиц, выполняющих соответствующие поручения по внешнеэкономическим сделкам. В частности, за исключением услуг, оказываемых друг другу контрагентами, связанными с транспортировкой нефти и продуктов из нее по трубопроводам, речь идет об операциях:

  • транспортировки (без привязки к датам помещения под требуемую таможенную процедуру) при перемещении груза из пункта отправки на территории федерации:
    • до заграничного места поставки трубопроводным или морским транспортом;
    • до морских российских портов для последующего экспорта;
    • до перевалочных пунктов для перелива в другие транспортные средства на территории нашей страны;
  • перегрузки (включая слив/налив, погрузку/выгрузку, упаковку, маркировку/сортировку, перемещение по территории порта, накопление и приведение в годное для транспортировки грузов состояние и пр.) для перемещения за пределы Российской Федерации, в т. ч. в морских и речных портовых терминалах без привязки к дате помещения ТМЦ под таможенную процедуру;
  • связанных с транспортировкой нефти/продуктов из нее, находящихся под таможенной транзитной процедурой, а также перемещаемых из России в адрес государств — членов Таможенного союза (далее по тексту — ТС);

2.3) оказанию услуг, предоставляемых по отдельным соглашениям владельцами трубопроводных магистралей по перегонке природного газа, в т. ч. находящегося под таможенной транзитной процедурой, из России (в Россию), а также природного газа, ввозимого в РФ для переработки здесь;

2.4) предоставлению услуг по подаче электроэнергии по ЕНЭС из отечественной электросистемы в зарубежные электроэнергетические системы, осуществляемых управляющей спецорганизацией;

2.5) выполнению работ российскими компаниями (кроме операторов магистральных трубопроводов) в морских, речных портах по перевалке и складскому хранению ТМЦ, которые вывозятся за границу, если в сопроводительных документах указано, что места отправки/назначения (оба или одно из них) не расположены в России;

2.6) выполнению услуг, которые связаны с переработкой ТМЦ, помещенных под таможенную спецпроцедуру переработки на месте таможенного контроля;

2.7) предоставлению ж/д услуг, связанных с передачей в пользование ж/д транспорта, оказанием отечественными налогоплательщиками — владельцами (пользователями на правах аренды) ж/д транспорта экспедиционных услуг при транспортировке экспортируемых ТМЦ (переработанных из них продуктов) с условием, что пункты отправки/назначения являются российскими (в сопроводительных документах на транспортировку этих товаров должны быть проставлены, в соответствии с подп. 3 п. 3.7 ст. 165 НК, отметки таможни);

2.8) выполнению работ отечественными компаниями, специализирующимися на услугах по водному судоходству на территории нашей страны, работ по перевозке ТМЦ, которые вывозятся в экспортной таможенной процедуре, по российской территории от пункта отправки до места выгрузки на морские (или типа река-море) суда или другие виды транспорта;

2.9) продаже углеводородов в виде сырья, которое было добыто на морском шельфе, а также продуктов его техпередела в виде стабильного газового конденсата, СПГ, фракции легких углеводородов, которые были вывезены из мест добычи на территории континентальных шельфов и/или в исключительной экономзоне России, а также в принадлежащей РФ части дна в Каспии и в иных территориях, которые находятся под юрисдикцией России, с условием наличия и предоставления документов по ст. 165 НК, кроме случаев, когда данные товары экспортируются;

2.10) оказанию российскими налогоплательщиками транспортных услуг по перевозке ТМЦ воздушными судами в случае, когда пункты отправки и доставки находятся за границей, а на территории России производится посадка борта; важно, чтобы места прибытия данных товаров в Россию и их убытия совпадали;

3) оказанию услуг, которые напрямую относятся к перевозке/транспортировке помещенных под транзитную таможенную процедуру грузов при выполнении их доставки между таможенными органами в месте прибытия в Россию до места отбытия за границу;

3.1) оказанию:

  • услуг по предоставлению собственного или арендованного (в т. ч. и находящегося в лизинге) подвижного состава/отдельных контейнеров для перевозки по ж/д путям грузов, следующих транзитом через территорию России (или страны — члена ТС) из-за границы на территорию другой зарубежной страны, в том числе и той, которая включена в Таможенный союз;
  • услуг транспортной экспедиции, которые предоставляются при перевозке ж/д транспортом ТМЦ, перемещаемых через территорию нашей страны с территории зарубежного государства, которое не состоит в ТС, а также через или с территории страны-члена ТС в адрес другого иностранного государства, в том числе являющегося членом ТС;

4) оказанию услуг по пассажирским перевозкам (в т. ч. и багажа), если пункты отправки/назначения находятся за пределами нашей страны, в том числе и при оформлении таких перевозок при помощи международных перевозочных бланков;

4.1) оказанию услуг по пассажироперевозкам внутри страны, осуществляемым воздушным транспортом, а также по доставке багажа с соблюдением условия, что одно из мест назначения или отправления расположено в Крыму или в г. Севастополе (срок действия этой нормы заканчивается в конце 2016 года);

5) реализации товаров космической направленности, в т. ч. и на космотехнику, объекты космоинфраструктуры, сертифицированные в соответствии с российским законодательством, а также на все вышеперечисленные с военным или двойственным значением; предоставлению услуг с применением техники в космосе, а также управляемой с Земли; выполнению исследовательских услуг по изучению космоса и наблюдению за различными явлениями в космическом пространстве, в т. ч. и осуществляемому с Земли; выполнению предварительных/сопутствующих работ на Земле, связанных с космическими исследованиями, а также работ с техникой, которая находится в космосе;

6) продаже налогоплательщиками (добывающими и производящими из лома) драгметаллов соответствующему Госфонду России, а также региональным фондам драгметаллов, Центробанку и другим банковским учреждениям;

7) продаже ТМЦ, оказанию услуг с целью официального использования диппредставительств или персонального пользования услугами технического, дипломатического, админперсонала данных представительств, в т. ч. и членов семьи, проживающих вместе с ними; нулевая налоговая ставка применяется в том случае, если иностранным законодательством, где расположены данные представительства, предусмотрен аналогичный порядок для российских диппредставительств и персонала или если подобная норма есть в международном договоре России (перечень таких стран определен МИДом и Минфином, а порядок применения данной нормы закона утверждается в соответствующем правительственном постановлении);

8) продаже вывезенного из России топлива и ГСМ, предназначенных для матобеспечения морских (речных) и воздушных судов;

9) выполнению российскими грузоперевозчиками на ж/д транспорте:

  • услуг по транспортированию ТМЦ на экспорт и перевозке за границу продуктов переработки, произведенных в нашей стране;
  • работ, которые связаны с вышеуказанными услугами и стоимость которых отображена в перевозочных документах на ТМЦ на экспорт (с условием указания отметок таможни согласно п. 5 ст. 165 НК);

9.1) выполнению российскими грузоперевозчиками на ж/д транспорте:

  • услуг по транспортированию ТМЦ за пределы нашего государства на территорию страны — члена ТС, а также связанных с таким перемещением услуг, стоимость которых отображена в перевозочных документах на эти товары;
  • услуг по транспортированию ТМЦ через территорию нашего государства из-за границы (а также и с территории страны, состоящей в ТС) на территорию другого государства, в т. ч. и члена ТС, а также связанных с таким перемещением услуг, стоимость которых отображена в перевозочных документах;

9.2) предоставлению услуг по пассажироперевозкам по пригородным маршрутам (эта норма действует до конца 2029 года);

9.3) предоставлению услуг по грузо- и пассажироперевозкам железнодорожным транспортом общего пользования в дальнем сообщении (эта норма действует до конца 2029 года);

10) реализации новых судов, которые надлежит зарегистрировать в Росреестре при предоставлении в налоговую указанных в ст. 165 НК документов;

11) продаже ТМЦ, выполнению работ, которые официально используются международными организациями, в т. ч. и их российскими представительствами, на территории России (список таких организаций составляется МИДом в содействии с Минфином; нулевая ставка применяется на основании норм об освобождении от налогообложения в международных договорах, заключенных Россией);

12) оказанию транспортных услуг по вывозу/ввозу из/в Россию товаров морскими (или типа река-море) судами по контрактам тайм-чартера;

13) продаже ТМЦ и имущественных прав, осуществляемых FIFA и ее «дочками», а также товарных позиций и имущественных прав, связанных с проведением ЧМ-2018 по футболу;

14) продаже ТМЦ и имущественных прав, которые были приобретены для проведения Олимпиады-2014 в Сочи.

О том, какие изменения следует ожидать в части применения ставки 0%, читайте в статье «Правительство готовит изменения в ст. 164 и 165 Налогового кодекса».

В каких случаях можно применить п. 2 ст. 164 НК РФ?

Ст. 164 п. 2 НК указывает на случаи, в которых налоговым законодательством разрешено применять ставку 10% при расчете НДС. В данном пункте указан исчерпывающий список операций, при отображении которых в налоговом учете налогоплательщик получает право использовать данную ставку. Итак, по сниженной ставке облагаются операции по:

  1. Продаже продуктовых товаров:
  • в живом весе туш птицы и скота;
  • мяса и продуктов из него, кроме деликатесов (таких как телятина, вырезка, язык, колбасы и копчености, консервированные ветчина, бекон, заливной язык);
  • молока и продуктов из него, в т. ч. и молокосодержащего мороженого;
  • яиц и продуктов из них;
  • растительного масла и маргарина;
  • сахара, соли;
  • зерна и комбикормов;
  • масличных семян и шрот;
  • хлеба, круп, муки, макаронных изделий;
  • живой рыбы, кроме ценных пород;
  • морепродуктов и продуктов из рыбы охлажденной/мороженой/переработанной в консервы, кроме деликатесов;
  • детского питания;
  • продуктов для диабетиков;
  • овощей.

Подробнее о налогообложении операций с продуктами питания читайте в материале «Какая ставка НДС на продукты питания при их производстве и продаже?».

  1. Реализации детских товаров:
  • трикотажных изделий;
  • сшитой одежды, кроме иных кожаных/меховых изделий, за исключением изготовленных из овчины и меха кролика;
  • обуви;
  • кроватей/матрацев, колясок для детей;
  • тетрадей для школы, дневников и счетных палочек;
  • пеналов, пластилина, альбомов, папок и обложек для тетрадей;
  • игрушек;
  • подгузников и др.

Важно! Перечень кодов видов продуктовых и детских товаров, облагаемых по ставке 10%, содержится в Постановлении Правительства от 31.12.2004 № 908.

  1. Продаже газет и журналов (альманахов, бюллетеней и других изданий, которые издаются как минимум раз в год) за исключением рекламы (если она занимает более 45% от всего объема текста) и эротики; образовательных, просветительных и научных книг.

Важно! Перечень периодики и книг, облагаемых по ставке 10%, содержится в Постановлении Правительства от 23.01.2003 № 41.

  1. Реализации медтоваров (обязательным является предоставление регистрационного удостоверения на товар):
  • лекарств;
  • медизделий, кроме жизненно необходимых (они освобождены от налогообложения).

ВАЖНО! Перечень кодов видов медтоваров, облагаемых по ставке 10%, содержится в Постановлении Правительства от 15.09.2008 № 688.

О том, в какой ситуации нельзя применить льготную ставку по лекарствам, читайте в статье «Когда применение 10%-ной ставки НДС по лекарствам невозможно».

  1. Утратил силу с 01.10.2016 (закон «О внесении изменений…» от 23.06.2016 № 187-ФЗ).
  2. Оказанию услуг пассажироперевозок внутренними авиарейсами, кроме услуг, облагаемых по ставке 0% (подп. 4.1. п. 1 ст. 164 НК), — норма статьи действует до конца 2017 года.
  3. Утратил силу с 01.01.2017 (закон «О внесении изменений…» от 30.11.2016 № 401-ФЗ).

Знакомство с полным перечнем товаров/услуг, облагаемых по ставке 10%, доступно в статье «Что входит в перечень товаров, облагаемых НДС по ставке 10%?».

Каковы обязательные условия по применению ставки 0% при перевозке ТМЦ авиатранспортом, если пункты назначения и отправления находятся не в РФ, но борт совершил посадку в России?

С начала 2015 года действует уточненный порядок обложения налогом подобных операций. Так, если воздушное судно приземлилось в России по пути следования между заграничными пунктами отправки/доставки товара, а места прибытия товаров в РФ и выбытия их из нее совпадают, то данная операция по перевозке ТМЦ российским авиаперевозчиком подлежит обложению ставкой 0%. Данная возможность отображена в подп. 2.10 п. 1 ст. 164 НК.

Однако важно соблюсти условие, чтобы были в наличии все обязательные документы, их список указан в п. 3.9 ст. 165 НК. Полный пакет документации надлежит предоставить в свою ИФНС на протяжении 180 дней после получения соответствующей отметки в таможне о том, что товары покинули пределы нашей страны (п. 9 ст. 165 НК). Датой для расчета базы налогообложения служит последний день месяца в квартале, в котором был укомплектован необходимый пакет документов (п. 9 ст. 167 НК).

Для того чтобы узнать некоторые нюансы применения норм ст. 165 НК, читайте материал «Ст. 165 НК РФ (2017): вопросы и ответы».

Могут ли в электронной форме предоставляться реестры документов для подтверждения ставки НДС 0%?

Начиная с октября 2015 года (после внесения изменений в ст. 165 НК) плательщик налогов обязан для подтверждения льготной налоговой ставки предоставить в свою ИФНС реестры документов, в т. ч. и перевозочных (п. 15 ст. 165 НК).

Реестры в электронной форме могут заменить необходимость предоставления пакета, состоящего из копий первичной документации, а также реестров на бумажных носителях для каждой из налогооблагаемых операций. Электронные реестры должны быть предоставлены в налоговую через оператора электронного документооборота.

Однако в случае необходимости налоговики при проведении камеральной проверки могут запросить копии документов, включенных в реестр. Это требование должно быть выполнено плательщиком налогов в течение 20 дней с момента его получения (п. 15 ст. 165 НК).

Подробнее о том, как, когда и в какие сроки проводится камеральная проверка по налогу на добавленную стоимость, читайте в статье «Камеральная налоговая проверка по НДС: сроки и изменения в 2015-2016 годах».

Но следует иметь в виду, что не все документы, затребованные проверяющими в ходе камеральной налоговой проверки, должны предоставляться в беспрекословном порядке.

О нюансах проведения камеральной проверки читайте в материале «Порядок проведения камеральной налоговой проверки — 2017».

Так, перечень случаев, когда налоговая может истребовать копии документов, указан в ст. 88 НК. Этот список оснований для затребования копий документов является исчерпывающим, и в нем ничего не сказано об обязанности предоставлять документы, указанные в п. 15 ст. 165 НК. Образовавшаяся коллизия должна быть решена налогоплательщиком самостоятельно с расчетом, что свою правоту ему может потребоваться отстаивать в суде.

Чтобы сориентироваться в существующей арбитражной практике по НДС, читайте статью «Арбитражная практика по НДС: обзор рассмотрения споров»

По какой ставке облагается операция по международной перевозке ТМЦ, не предназначенных для продажи?

Все операции по транспортировке грузов в рамках международной перевозки облагаются по ставке 0% согласно подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК. Для подтверждения применения льготной ставки по транспортным услугам плательщик налогов должен предоставить пакет документов в соответствии с п. 3.1. ст. 165 НК — это контракт на оказание услуг и копии транспортной документации.

Положения настоящего подпункта не распространяются на услуги указанных в подпункте 9

настоящего пункта российских перевозчиков на железнодорожном транспорте;

Положения настоящего подпункта распространяются также ина услуги, указанные в

абзацах четвертоми пятомнастоящего подпункта, оказываемые при организации и

осуществлении перевозок железнодорожным транспортом от места прибытия товаров на

территорию Российской Федерации (от портов или пограничных станций,расположенных на

территории Российской Федерации) до станции назначения товаров, расположенной на

территории Российской Федерации;

(абзац введен Федеральным закономот 19.07.2011 N 245-ФЗ)

В целях настоящей статьи к международным перевозкам приравниваются работы (услуги)

по перевозке и (или) транспортировке углеводородного сырья из пункта отправления,

находящегося на континентальном шельфе Российской Федерации и (или) в исключительной

экономической зоне Российской Федерации либо в российской части (российском секторе) дна

Каспийского моря, в пункт назначения, находящийся за пределами территории Российской

Федерации и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией;

(абзац введен Федеральным закономот 30.09.2013 N 268-ФЗ)

(пп. 2.1 введен Федеральным закономот 27.11.2010 N 309-ФЗ)

2.2) работ (услуг), выполняемых (оказываемых)организациями трубопроводного

транспорта нефти и нефтепродуктов, по:

транспортировке нефти, нефтепродуктов вне зависимости от даты их помещения под

соответствующую таможенную процедуру из пункта отправления, расположенного на территории

Российской Федерации, до границыРоссийской Федерации для последующего вывоза

трубопроводным транспортом за пределы территории Российской Федерации,либо до морских

портов Российской Федерации для последующего вывоза за пределы территории Российской

Федерации морским транспортом, либо до пункта перевалки (перегрузки, слива, налива) на иные

виды транспорта, в том числе на трубопроводный, расположенный на территории Российской

Федерации, для последующего вывоза за пределы территории Российской Федерации иными

видами транспорта, в том числе трубопроводным;

перевалке и (или) перегрузке нефти и нефтепродуктов, вывозимых за пределы территории

Российской Федерации, в том числе в морских, речных портах, вне зависимости от даты их

помещения под соответствующую таможенную процедуру.

Под перевалкой в целях настоящей статьи понимаются погрузка, выгрузка, слив, налив,

маркировка, сортировка, упаковка, перемещение в границах морского, речного порта,

технологическое накопление грузов, приведение грузов в транспортабельное состояние, их

крепление и сепарация.

Для целей настоящей главы к организациям трубопроводного транспорта нефти и

нефтепродуктов относятся российскиеорганизации, осуществляющие деятельность в сфере

транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам.

(в ред. Федерального законаот 21.11.2011 N 330-ФЗ)

Настоящий подпункт распространяется наработы (услуги), выполняемые (оказываемые)

на основании договора (контракта) с:

иностранным или российским лицом, которое заключило внешнеэкономическую сделку по

реализации нефти и (или) нефтепродуктов, транспортируемых за пределы территории

Российской Федерации, или является лицом, от имени либо по поручению которого была

заключена указанная внешнеэкономическая сделка;

агентом (комиссионером) иностранного или российского лица, которое заключило

внешнеэкономическую сделку по реализации нефти и (или) нефтепродуктов, транспортируемых

за пределы территорииРоссийской Федерации, или является лицом, от имени либо по

поручению которого была заключена указанная внешнеэкономическая сделка.

Положения настоящего подпункта распространяются также и на работы (услуги),

выполняемые (оказываемые) организациями трубопроводного транспорта нефти и

нефтепродуктов, по транспортировке, перевалке и (или) перегрузке нефти и нефтепродуктов,

помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита, а также вывозимых с

В рамках процесса реформирования системы и порядка налогообложения в РФ с 1 января 2019 года вступил в силу ряд изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации. В частности, была реформирована статья 164 НК РФ, устанавливающая ставки налога на добавленную стоимость (НДС). Повышение основной ставки до 20%, предусмотренное данной статьей, вызвало широкий общественный резонанс.

Расскажем подробнее, что представляет из себя ст. 164 НК РФ с изменениями на 2019 год, с комментариями и разъяснениями налоговых органов и экспертов – читайте подробный обзор.

Актуальные изменения в 2019 году

Одним из главных нововведений законодателей в прошлом году стали поправки в п.3 ст. 164 НК РФ с 2019 года. Последние новости по этой теме отслеживались простыми гражданами и СМИ регулярно, так как повышение налога ведет к росту цен на товары и услуги, усилению фискальной нагрузки. О том, что ставка НДС вырастет, стало известно еще летом 2018 года.

Федеральный закон 303-ФЗ от 3 августа 2018 года внес поправки в главу 21 Налогового кодекса РФ в отношении размера основной ставки по налогу на добавленную стоимость. Изменил содержание пункт 3 статья 164 НК РФ. Налоговые ставки с 01 января 2019 года поменялись, базовая ставка повысилась на 2 процента и составила 20 процентов. Льготные ставки остались прежними. Таким образом, производители товаров, имеющих первостепенное значение для общества (продукты питания, детские товары, лекарств), по-прежнему могут рассчитывать на «скидку» по НДС.

Дата вступления в силу данного закона – 1 января 2019 года. Повышение ставки НДС обосновано законодателями необходимостью пополнения бюджета на фоне снижения доходов от нефтегазовой области. Проще говоря, из-за снижения цен на нефть государство недополучает доходы, на которые рассчитывало.

НДС является надежным источником поступлений в казну, так как применение принципа его поэтапной уплаты на разных стадиях производства и продажи товара и услуги приводит к минимизации возможных потерь. При этом НДС в итоге гарантированно уплачивает конечный потребитель.

По расчетам Минфина увеличение базовой ставки НДС обеспечит дополнительные поступления в бюджет в размере двух триллионов рублей за ближайшие три года. Законодатели в пояснительной записке к законопроекту указали, что эти средства должны быть направлены на социальное обеспечение, культуру, медицину и образование в рамках исполнения майских указов Президента.

Минэкономразвития посчитало, что доля продуктов, облагаемых по основной ставке НДС, в потребительской корзине обычного гражданина составляет примерно 76%. Таким образом, из-за повышения налога возможно ускорение темпов инфляции на 1,3%. Эксперты утверждают, что инфляция из-за увеличения НДС может вырасти на показатель до 4%. При этом у государства остаются некоторые рычаги по сдерживанию роста цен, например, есть возможность ограничивать рост тарифов на коммунальные услуги.

Разъяснения по правовым и техническим вопросам перехода на новую ставку налога уже даны ФНС РФ в письме от 23.10.2018 №СД-4-3/[email protected]

НДС в 2019 году – что нужно знать?

Обзор статьи

Обсуждаемая норма устанавливает размер ставки НДС, одного из двух основных параметров, влияющих на итоговый размер налога, наряду с налоговой базой. В России для субъектов предпринимательской деятельности предусмотрено три вида ставок по НДС: 20% (базовая или основная ставка), 10% для производителей общественно значимых товаров и 0% при экспорте и международных перевозках. Понятие международных перевозок подробно раскрывается в статье.

Пп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ и перечень в 2019 году (см. таблицу ниже) не претерпел изменений. С 1 января 2019 года в ст. 164 НК РФ внесены изменения только в части установления размера базовой ставки.

Перечень социально значимых товаров, производство и реализация которых облагаются НДС по льготной ставке в 10%, включает указанные в таблице позиции.

Продовольственные товары Товары для детей Медицинские товары Другие группы товаров и услуг
Мясо (за исключением деликатесных сортов и видов: говядина, вырезка, язык)

Скот и птица

Мясопродукты и консервы (за исключением деликатесных изделий)

Молоко и молочные продукты (включая мороженое, произведенное на основе молока)

Яйца и продукты из них

Растительное масло

Маргарин и жиры кулинарные

Сахар и соль

Крупы

Мука

Макароны

Зерно и комбикорма

Овощи

Картофель

Рыба

Морепродукты, за исключением деликатесных продуктов

Трикотажные изделия

Швейные изделия

Обувь, кроме спортивной

Кроватки

Матрацы

Игрушки

Тетради, дневники и т.п.

Подгузники

Лекарственные средства

Медицинские изделия

Книги

Периодика, кроме рекламы

Услуги по осуществлению внутренних воздушных перевозок пассажиров и багажа

Согласно п. 5 указанной статьи при осуществлении ввоза товаров на территорию Российской Федерации уже начинают применяться данные ставки. То есть, на территории РФ действуют именно они. Причем запрещено на основании п. 7 применять разные ставки в зависимости от статуса приобретателя товаров.

Во всех случаях, которые отдельное не указаны в обсуждаемой статье Налогового кодекса применяется базовая ставка налога.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *