Сотрудниками органов ФСБ являются

III. Обязанности и права ФСБ РФ

Руководитель назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ.

К органам ФСБ относятся:

  1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности

  2. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ органы безопасности — управления (отделы) федерального органа по отдельным регионам и субъектам РФ;

  3. органы безопасности В ВОИСКАХ — управления (отделы) федерального органа в ВС РФ, других войсках и воинских формированиях;

  4. ПОГРАНИЧНЫЕ органы — управления (отделы, отряды) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по пограничной службе;

  5. ДРУГИЕ органы безопасности — другие управления (отделы) федерального органа осуществляющие отдельные полномочия данного органа или обеспечивающие деятельность органов ФСБ;

  6. авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные подразделения и иные учреждения и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности федеральной службы безопасности.

Федеральный орган, территориальные органы, органы безопасности в войсках и пограничные органы могут иметь в своем составе подразделения, непосредственно реализующие основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности, управленческие и обеспечивающие функции.

Создание органов федеральной службы безопасности, не предусмотренных настоящим Федеральным законом, не допускается.

В органах ФСБ запрещаются создание структурных подразделений политических партий и деятельность политических партий, общественных движений, преследующих политические цели, а также ведение политической агитации и предвыборных кампаний.

Принципы деятельности ФСБ:

— законность;

— уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

— гуманизм;

— единство системы органов федеральной службы безопасности, а также централизация управления ими;

— конспирация, сочетание гласных и негласных методов и средств деятельности.

СТАТУС:

Органы ФСБ без лицензирования разрабатывают, создают, приобретают и используют средства вооружения и оснащения, включая специальные технические и иные средства, приобретают и используют боевое оружие, принятое на вооружение органов ФСБ решением Правительства РФ, а также другое служебное и гражданское оружие и боеприпасы к нему.

Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности ФСБ за счет РФ + избавляются от уплаты налогов за землю и жилье находящееся в собственности ФСБ.

Направления деятельности ФСБ :

  1. контрразведывательная деятельность — деятельность, осуществляемая органами ФСБ и (или) их подразделениями (органы контрразведки), а также должностными лицами посредством проведения контрразведывательных мероприятий в целях выявления, предупреждения, пресечения разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности РФ.

  2. борьба с терроризмом — деятельность, осуществляемая органами ФСБ и (или) их подразделениями (органы по борьбе с терроризмом), а также должностными лицами, по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористических актов посредством проведения оперативно-боевых и иных мероприятий.

  3. борьба с преступностью — проведение оперативно-розыскных мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды, представляющих угрозу безопасности РФ, и преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации.

  4. разведывательная деятельность (регулируется ФЗ «О внешней разведке») – составная часть сил обеспечения безопасности РФ и призвана защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз с использованием определенных методов и средств.

Разведывательная деятельность осуществляется посредством:

1) добывания и обработки информации о затрагивающих жизненно важные интересы РФ реальных и потенциальных возможностях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц (разведывательная информация);

2) оказания содействия в реализации мер, осуществляемых государством в интересах обеспечения безопасности РФ.

  1. пограничная деятельность:

— защита и охрана Государственной границы РФ в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы РФ, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы РФ, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ;

  1. защита и охрана экономических и иных законных интересов РФ в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ, а также охрана за пределами исключительной экономической зоны РФ запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках РФ.

  2. обеспечение информационной безопасности — деятельность органов ФСБ, осуществляемая ими в пределах своих полномочий:

— при формировании и реализации государственной и научно-технической политики в области обеспечения информационной безопасности, в том числе с использованием инженерно-технических и криптографических средств;

— при обеспечении криптографическими и инженерно-техническими методами безопасности информационно-телекоммуникационных систем, а также систем шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи в РФ и ее учреждениях, находящихся за пределами РФ.

Полномочия ФСБ (права и обязанности):

Органы ФСБ обязаны:

а) информировать об угрозах безопасности РФ государственные органы и Президента РФ;

б) выявлять, предупреждать, пресекать разведывательную и иную деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленную на нанесение ущерба безопасности РФ;

в) добывать разведывательную информацию;

в 1) осуществлять разведывательную деятельность в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи с территории РФ;

г) выявлять, предупреждать, пресекать и раскрывать преступления, дознание и предварительное следствие, осуществлять розыск лиц, совершивших указанные преступления или подозреваемых в их совершении;

г.1) выявлять, предупреждать и пресекать административные правонарушения, возбуждение и (или) рассмотрение дел о которых отнесены КоАП РФ к ведению ФСБ ;

д) выявлять, предупреждать, пресекать, раскрывать и расследовать готовящиеся, совершающиеся и совершенные террористические акты, а также добывать информацию о событиях или действиях, создающих угрозу терроризма;

е) разрабатывать и осуществлять меры по борьбе с коррупцией, незаконным оборотом оружия и наркотических средств, контрабандой, деятельностью незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя РФ;

ж) обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность в в органах, где предусмотрена военная служба, в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, таможенных органах и органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

з) обеспечивать безопасность объектов оборонного комплекса, атомной энергетики, транспорта и связи, а также безопасность в сфере космических исследований, приоритетных научных разработок;

к) участвовать в разработке и реализации мер по защите сведений, составляющих государственную тайну; осуществлять контроль за обеспечением сохранности сведений, составляющих государственную тайну, в государственных органах, воинских формированиях, на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности; в установленном порядке осуществлять меры, связанные с допуском граждан к сведениям, составляющим государственную тайну;

м) защита и охрана Государственной границы РФ, защиты и охраны экономических и иных законных интересов РФ в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ, а также меры по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов;

н) обеспечивать безопасность представительств иностранных государств на территории РФ;

о) участвовать в обеспечении безопасности проводимых на территории РФ общественно-политических, религиозных и иных массовых мероприятий;

п) осуществлять регистрацию и централизованный учет радиоданных и радиоизлучений передающих радиоэлектронных средств; выявлять на территории РФ радиоизлучения передающих радиоэлектронных средств, работа которых представляет угрозу безопасности РФ, а также радиоизлучения передающих радиоэлектронных средств, используемых в противоправных целях;

р) участвовать в соответствии с законодательством РФ в решении вопросов, касающихся приема в гражданство РФ и выхода из него, въезда на территорию РФ и выезда за ее пределы граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ;

с) поддерживать мобилизационную готовность органов ФСБ

т) осуществлять профессиональное образование.

Права органов ФСБ:

Статья 13. Права органов федеральной службы безопасности

а)сотрудничество с лицами, давшими на то согласие;

б) проводить оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды, представляющих угрозу безопасности РФ, и преступлений, дознание и предварительное следствие, а раскрытие деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя РФ;

б.1) осуществлять специальные операции по пресечению террористической деятельности (оперативно-боевую деятельность)

б.2) использовать подразделения специального назначения органов ФСБ и применять боевую технику, оружие, специальные средства, принятые на вооружение органов ФСБ , а также физическую силу;

в) осуществлять проникновение в специальные службы и организации иностранных государств;

в.1) осуществлять разведывательную деятельность

г) осуществлять дознание и предварительное следствие по делам о преступлениях;

г.1) составлять протоколы об административных правонарушениях, выносить определения и постановления по делам об административных правонарушениях, назначать административные наказания по делам об административных правонарушениях, вносить представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, и осуществлять иные полномочия по делам об административных правонарушениях, отнесенным КоАП РФк ведению органов федеральной службы безопасности;

д) осуществлять шифровальные работы в органах федеральной службы безопасности, а также контроль за соблюдением режима секретности при обращении с шифрованной информацией в шифровальных подразделениях государственных органов, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности (за исключением учреждений РФ, находящихся за ее пределами);

е) использовать в служебных целях средства связи, принадлежащие государственным предприятиям, учреждениям и организациям, а в неотложных случаях — негосударственным предприятиям, учреждениям и организациям, а также общественным объединениям и гражданам РФ;

ж) использовать в случаях, не терпящих отлагательства, транспортные средства, принадлежащие предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности, общественным объединениям или гражданам (за исключением транспортных средств, которые законодательством РФ освобождены от такого использования), для предотвращения преступлений, преследования и задержания лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, доставления граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения, а также для проезда к месту происшествия. По требованию владельцев транспортных средств органы федеральной службы безопасности в установленном законом порядке возмещают им расходы либо причиненный ущерб;

ж.1) использовать на безвозмездной основе при выполнении служебных задач водное и воздушное пространство Российской Федерации, территории (акватории) аэропортов, аэродромов (посадочных площадок), морских, речных портов независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также получать на безвозмездной основе при выполнении служебных задач обеспечение полетов и кораблевождения;

з) беспрепятственно входить в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения, на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности в случае, если имеются достаточные данные полагать, что там совершается или совершено общественно опасное деяние, выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование которого отнесены законодательством РФ к ведению органов федеральной службы безопасности, а также в случае преследования лиц, подозреваемых в совершении такого деяния, если промедление может поставить под угрозу жизнь и здоровье граждан. Обо всех таких случаях вхождения в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения органы федеральной службы безопасности уведомляют прокурора в течение двадцати четырех часов;

з.1) производить оцепление (блокирование) участков местности (объектов) при пресечении актов терроризма, массовых беспорядков, а также при розыске лиц, совершивших побег из-под стражи, преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством РФ к ведению органов федеральной службы безопасности, осуществляя при необходимости досмотр транспортных средств. При этом органы федеральной службы безопасности принимают меры по обеспечению нормальной жизнедеятельности населения и функционирования в этих целях соответствующих объектов в данной местности;

з.2) временно ограничивать или запрещать передвижение граждан и транспортных средств по отдельным участкам местности (на отдельных объектах), обязывать граждан оставаться там или покинуть эти участки (объекты) в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан, проведения неотложных следственных действий, оперативно-розыскных и антитеррористических мероприятий;

и) проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления;

к) осуществлять административное задержание лиц, совершивших правонарушения, связанные с попытками проникновения и проникновением на специально охраняемые территории особорежимных объектов, закрытых административно-территориальных образований и иных охраняемых объектов, а также проверять у этих лиц документы, удостоверяющие их личность, получать от них объяснения, осуществлять их личный досмотр, досмотр и изъятие их вещей и документов;

л) вносить в государственные органы, администрации предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также в общественные объединения обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности РФ, совершению преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности;

м) получать на безвозмездной основе от государственных органов, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности информацию, необходимую для выполнения возложенных на органы федеральной службы безопасности обязанностей, за исключением случаев, когда федеральными законами установлен запрет на передачу такой информации органам федеральной службы безопасности;

н) создавать в установленном законодательством РФ порядке предприятия, учреждения, организации и подразделения, необходимые для выполнения обязанностей, возложенных на органы федеральной службы безопасности, и обеспечения деятельности указанных органов;

о) создавать подразделения специального назначения для выполнения обязанностей, возложенных на органы федеральной службы безопасности;

п) проводить криминалистические и другие экспертизы и исследования;

р) осуществлять внешние сношения со специальными службами и правоохранительными органами иностранных государств, обмениваться с ними на взаимной основе оперативной информацией, специальными техническими и иными средствами в пределах полномочий органов федеральной службы безопасности и порядке, установленном нормативными актами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности; заключать в установленном порядке и пределах своих полномочий международные договоры РФ;

с) направлять официальных представителей органов федеральной службы безопасности в иностранные государства по согласованию со специальными службами или с правоохранительными органами этих государств в целях повышения эффективности борьбы с преступлениями международного характера;

т) осуществлять меры по обеспечению собственной безопасности, в том числе по предотвращению проникновения специальных служб и организаций иностранных государств, преступных групп и отдельных лиц с использованием технических средств к защищаемым органами федеральной службы безопасности сведениям, составляющим государственную тайну;

т.1) самостоятельно осуществлять отбор (в том числе на конкурсной основе) кандидатов для поступления на военную службу по контракту в органы федеральной службы безопасности из числа граждан РФ в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности;

у) разрешать сотрудникам органов федеральной службы безопасности хранение и ношение табельного оружия и специальных средств;

ф) использовать в целях зашифровки личности сотрудников органов федеральной службы безопасности, ведомственной принадлежности их подразделений, помещений и транспортных средств документы других министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций;

ф.1) использовать для проведения неотложных действий по разминированию, пресечению террористических актов и нарушений режима Государственной границы РФ принадлежащие им транспортные средства, оборудованные устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, при наличии на наружных поверхностях указанных транспортных средств специальных цветографических схем;

х) проводить научные исследования проблем безопасности РФ;

ц) оказывать содействие предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности в разработке мер по защите коммерческой тайны;

ч) осуществлять на компенсационной или безвозмездной основе подготовку кадров для специальных служб иностранных государств, служб безопасности предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, если это не противоречит принципам деятельности органов федеральной службы безопасности;

ш) осуществлять в соответствии со своей компетенцией регулирование в области разработки, производства, реализации, эксплуатации шифровальных (криптографических) средств и защищенных с использованием шифровальных средств систем и комплексов телекоммуникаций, расположенных на территории РФ, а также в области предоставления услуг по шифрованию информации в РФ выявления электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в помещениях и технических средствах;

щ) осуществлять государственный контроль за организацией и функционированием криптографической и инженерно-технической безопасности информационно-телекоммуникационных систем, систем шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи, контроль за соблюдением режима секретности при обращении с шифрованной информацией в шифровальных подразделениях государственных органов и организаций на территории РФ и в ее учреждениях, находящихся за пределами РФ, а также в соответствии со своей компетенцией контроль за обеспечением защиты особо важных объектов (помещений) и находящихся в них технических средств от утечки информации по техническим каналам;

э) определении порядка разработки, производства, реализации, эксплуатации и обеспечения защиты технических средств обработки, хранения и передачи информации ограниченного доступа, предназначенных для использования в учреждениях РФ, находящихся за ее пределами;

ю) обеспечивать выявление устройств перехвата информации на особо важных объектах (в помещениях) и технических средствах, предназначенных для использования в федеральных органах государственной власти.

Реализовывать иные права, предоставляемые федеральным законодательством органам федеральной службы безопасности.

Использование органами федеральной службы безопасности предоставленных им прав для выполнения обязанностей, не предусмотренных федеральными законами, не допускается.

Правовой статус сотрудников органов ФСБ России

В органах ФСБ России предусмотрена военная служба и федеральная государственная гражданская служба. С учетом этого органы ФСБ России комплектуются военнослужащими, федеральными государственными гражданскими служащими и работниками.

Военнослужащие по контракту (кроме военнослужащих по призыву), а также федеральные государственные гражданские служащие и работники, назначенные на должности военнослужащих, являются сотрудниками органов ФСБ России Государственные гражданские служащие и работники органов ФСБ России именуются как «лица гражданского персонала».

Сотрудником органов ФСБ России может быть гражданин Российской Федерации:

— не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства;

— способный по своим личным и профессиональным качествам, возрасту, образованию и состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности:

— соответствующий квалификационным требованиям к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые для каждой конкретной должности устанавливаются директором ФСБ России (ст. 16 Закона о ФСБ; приказ ФСБ России от 5 апреля 2010 г. № 159 «Об утверждении Квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнении должностных обязанностей военнослужащими и федеральными государственными гражданскими служащими органов федеральной службы безопасности»).

Кроме того, кандидат должен соответствовать требованиям, предъявляемым к поступающим на службу, по уровню образования, профессиональной и физической подготовке. В необходимых случаях кандидат в установленном порядке проходит процедуру оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну.

Граждане Российской Федерации, поступающие на работу в органы федеральной службы безопасности, проходят обязательные предварительные медицинские осмотры с последующим вынесением врачебной комиссией военно-медицинской организации заключений о соответствии состояния их здоровья возможности исполнять возложенные на них обязанности.

Законодательством Российской Федерации установлены следующие критерии, в силу которых кандидат не может быть принят (переведен) на военную службу по контракту, федеральную государственную гражданскую службу (работу) в органы ФСБ России, а с военнослужащими и гражданским персоналом контракт (трудовой договор) может быть расторгнут с последующим их увольнением:

— наличие вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства;

— отказ от прохождения обязательной государственной дактилоскопической регистрации, процедуры проверки или оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, обязательного обследования на предмет употребления наркотических средств и психотропных веществ;

— наличие судимости, в том числе снятой или погашенной, если в отношении их прекращено уголовное преследование за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии или в связи с деятельным раскаянием;

— непредставление документов (сведений), подлежащих обязательному представлению, либо представления подложных документов (заведомо ложных сведений);

— наличие зарегистрированного за пределами Российской Федерации права собственности на имущество, если это не обусловлено решением задач оперативно-служебной деятельности;

— членство в политических партиях, иных общественных объ­единениях, преследующих политические цели, и (или) участие в их деятельности;

— признание недееспособным (ограниченно дееспособным) решением суда, вступившим в законную силу;

— лишение права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока решением суда, вступившим в законную силу;

— наличие подтвержденного заключением медицинского учреждения заболевания, препятствующего исполнению должностных обязанностей, а также наличие медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну;

— отказ от представления сведений о полученных доходах и имуществе, принадлежащем на праве собственности, являющихся объектами налогообложения;

— уклонение от проверочных мероприятий и (или) сообщение заведомо ложных анкетных данных и др. (ст. 51 Закона о воинской обязанности и военной службе, ст. 16 Закона о ФСБ, ст. 22 Закона о государственной тайне).

С кандидатом, успешно прошедшим испытания и обладающим всеми необходимыми качествами, характеристиками, соответствующим предъявляемым требованиям, заключается контракт, и он поступает на военную (государственную гражданскую) службу в органы ФСБ России.

Военнослужащие органов ФСБ России проходят военную службу в соответствии с законодательством Российской Федерации о прохождении военной службы с учетом установленных законом особенностей, обусловленных спецификой исполняемых ими обязанностей.

Права и обязанности лиц гражданского персонала органом ФСБ России определяются законодательством Российской Федерации.

Сотрудники органов ФСБ в своей служебной деятельности руководствуются федеральными законами и не могут быть связаны решениями политических партий, общественных движений и общественных организаций.

Они обязаны соблюдать кодекс этики и служебного поведения сотрудников органов федеральной службы безопасности, утверждаемый директором ФСБ России. За нарушение положений кодекса сотрудники органов ФСБ России несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Военнослужащим и гражданскому персоналу органов ФСБ России запрещается принимать участие в управлении организациями, заниматься предпринимательской деятельностью, оказывав, содействие физическим и юридическим лицам в осуществлении такой деятельности, совмещать военную службу в органах федеральной службы безопасности (федеральную государственную гражданскую службу или работу в органах ФСБ России) с иной оплачиваемой деятельностью, кроме научной, преподавательской и иной творческой деятельности, за исключением случаен, когда это необходимо для решения задач оперативно-служебной деятельности (ст. 16.1 Закона о ФСБ).

При исполнении сотрудником органов ФСБ России служебных обязанностей не допускаются его привод, задержание, личный досмотр и досмотр его вещей, а также досмотр личного и используемого им транспорт без официального представителя органов ФСБ России или решения суда.

Сведения о сотрудниках органов ФСБ России, выполнявших (выполняющих) специальные задания в специальных службах и организациях иностранных государств, преступных группах, составляютгосударственную тайну имогут быть преданы гласности только списьменного согласия указанных сотрудников и в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Для сотрудников органов ФСБ России установлены социальные гарантии и льготы.

Военнослужащим органов федеральной службы безопасности предельный возраст пребывания на военной службе устанавливается для:

а) генерала армии, адмирала флота, генерал-полковника, адмирала — 60 лет;

б) генерал-лейтенанта, вице-адмирала, генерал-майора, контр-адмирала — 55 лет;

в) полковника, капитана 1 ранга, подполковника, капитана 2 ранга, майора, капитана 3 ранга — 50 лет;

г) военнослужащих, имеющих иное воинское звание, — 45 лет;

д) военнослужащих женского пола — 45 лет.

Органы ФСБ России могут привлекать отдельных лиц с их согласия к содействию на гласной и негласной (конфиденциальной) основе, в том числе в качестве внештатныхсотрудников. При этом сведения о лицах, оказывающих (оказывавших) органам ФСБ России содействие на конфиденциальной основе, составляют государственную тайну и могут быть преданы гласности только списьменного согласия этих лиц и в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Вопросы для самоконтроля

1.Что собой представляет ФСБ России?

2.Какова система органов ФСБ России?

3.На каких принципах основана деятельность органов ФСБ России?

4.Какие подразделения входят в систему ФСБ России?

5.В чем состоит правоохранительная деятельность ФСБ России?

6.Перечислите основные направления деятельности ФСБ России.

7.Назовите основные задачи ФСБ России.

8.Какие требования предъявляются лицам, поступающим на службу в ФСБРоссии?

9.Раскройте правовой статус сотрудника ФСБ России.

Статья 12. Обязанности органов федеральной службы безопасности

Органы федеральной службы безопасности обязаны:

а) информировать Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и по их поручениям федеральные органы государственной власти, а также органы государственной власти субъектов Российской Федерации об угрозах безопасности Российской Федерации;

б) выявлять, предупреждать, пресекать разведывательную и иную деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленную на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации;

в) добывать разведывательную информацию в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, повышения ее экономического, научно-технического и оборонного потенциала;

в.1) осуществлять внешнюю разведывательную деятельность в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи с территории Российской Федерации;

(п. «в.1» введен Федеральным законом от 30.06.2003 N 86-ФЗ)

г) выявлять, предупреждать, пресекать и раскрывать преступления, дознание и предварительное следствие по которым отнесены Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности, а также осуществлять розыск лиц, совершивших указанные преступления или подозреваемых в их совершении;

(п. «г» в ред. Федерального закона от 30.06.2003 N 86-ФЗ)

(см. текст в предыдущей

г.1) выявлять, предупреждать и пресекать административные правонарушения, возбуждение и (или) рассмотрение дел о которых отнесены Российской Федерации об административных правонарушениях к ведению органов федеральной службы безопасности;

(п. «г.1» введен Федеральным законом от 10.01.2003 N 4-ФЗ)

д) выявлять, предупреждать, пресекать, раскрывать и расследовать готовящиеся, совершающиеся и совершенные террористические акты, а также добывать информацию о событиях или действиях, создающих угрозу терроризма;

(п. «д» в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 153-ФЗ)

(см.

ФСБ в регламенте

текст в предыдущей

е) разрабатывать и осуществлять во взаимодействии с другими государственными органами меры по борьбе с коррупцией, незаконным оборотом оружия и наркотических средств, контрабандой, деятельностью незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации;

ж) обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях, их органах управления и в органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, таможенных органах и войсках национальной гвардии Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 03.07.2016 N 227-ФЗ, от 03.07.2016 N 305-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

з) обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность объектов оборонного комплекса, атомной энергетики, транспорта и связи, жизнеобеспечения крупных городов и промышленных центров, других стратегических объектов, а также безопасность в сфере космических исследований, приоритетных научных разработок;

и) обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

и.1) организовывать и обеспечивать безопасность в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи в Российской Федерации и в пределах своих полномочий в ее учреждениях, находящихся за пределами Российской Федерации;

(п. «и.1» введен Федеральным законом от 30.06.2003 N 86-ФЗ)

к) участвовать в разработке и реализации мер по защите сведений, составляющих государственную тайну; осуществлять контроль за обеспечением сохранности сведений, составляющих государственную тайну, в государственных органах, воинских формированиях, на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности; в установленном порядке осуществлять меры, связанные с допуском граждан к сведениям, составляющим государственную тайну;

л) проводить во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти в области внешней разведки мероприятия по обеспечению безопасности учреждений и граждан Российской Федерации за ее пределами;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2003 N 86-ФЗ)

(см. текст в предыдущей

м) осуществлять в пределах своих полномочий меры по обеспечению защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, защиты и охраны экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, а также меры по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов, в том числе меры по контролю за судами, осуществляющими рыболовство в отношении трансграничных видов рыб и далеко мигрирующих видов рыб в открытом море, в соответствии с международными договорами Российской Федерации и (или) Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 28.12.2010 N 420-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

н) обеспечивать во взаимодействии с органами внутренних дел безопасность представительств иностранных государств на территории Российской Федерации;

о) участвовать в пределах своих полномочий совместно с другими государственными органами в обеспечении безопасности проводимых на территории Российской Федерации общественно-политических, религиозных и иных массовых мероприятий;

п) осуществлять регистрацию и централизованный учет радиоданных и радиоизлучений передающих радиоэлектронных средств; выявлять на территории Российской Федерации радиоизлучения передающих радиоэлектронных средств, работа которых представляет угрозу безопасности Российской Федерации, а также радиоизлучения передающих радиоэлектронных средств, используемых в противоправных целях;

р) участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в решении вопросов, касающихся приема в гражданство Российской Федерации и выхода из него, въезда на территорию Российской Федерации и выезда за ее пределы граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации;

с) поддерживать мобилизационную готовность органов федеральной службы безопасности;

т) обеспечивать и (или) осуществлять профессиональное обучение, профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование.

(п. «т» в ред. Федерального от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

Статья 16.

Ограничения ФСБ

Сотрудники органов федеральной службы безопасности

Органы федеральной службы безопасности комплектуются (в том числе на конкурсной основе) военнослужащими, федеральными государственными гражданскими служащими и работниками (далее также — военнослужащие и гражданский персонал). Военнослужащие органов федеральной службы безопасности, проходящие службу по контракту, а также федеральные государственные гражданские служащие органов федеральной службы безопасности и работники органов федеральной службы безопасности, назначенные на должности военнослужащих, являются сотрудниками органов федеральной службы безопасности.

Сотрудником органов федеральной службы безопасности может быть гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства, способный по своим личным, профессиональным и психологическим качествам, возрасту, образованию и состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности. Квалификационные требования к уровню образования, стажу, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей сотрудника органов федеральной службы безопасности, устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности или уполномоченными им должностными лицами.

Граждане Российской Федерации не могут быть приняты на службу или на работу в органы федеральной службы безопасности, а военнослужащие и гражданский персонал органов федеральной службы безопасности могут быть уволены со службы или с работы по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, либо в случае:

а) наличия вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства;

б) отказа от прохождения обязательной государственной дактилоскопической регистрации, процедуры проверки или оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, обязательного опроса с использованием технических и иных средств, не наносящих ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющих вреда окружающей среде, обязательного обследования на предмет употребления наркотических средств и психотропных веществ;

в) наличия судимости в настоящее время или в прошлом, в том числе снятой или погашенной, если в отношении их прекращено уголовное преследование за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии или в связи с деятельным раскаянием;

г) непредставления документов или сведений, подлежащих обязательному представлению в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, либо представления подложных документов или заведомо ложных сведений;

д) наличия зарегистрированного за пределами Российской Федерации права собственности на имущество, если это не обусловлено решением задач оперативно-служебной деятельности;

е) если они являются членами политических партий и иных общественных объединений, преследующих политические цели, и (или) участвуют в их деятельности;

ж) употребления ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача.

В случаях, предусмотренных частью третьей настоящей статьи, военнослужащие и гражданский персонал органов федеральной службы безопасности могут быть уволены со службы или с работы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Военнослужащие и гражданский персонал органов федеральной службы безопасности, имеющие зарегистрированное за пределами Российской Федерации право собственности на имущество, обязаны в срок, определенный руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, принять меры по его отчуждению. В случае невозможности принятия таких мер в связи с арестом, запретом распоряжения, наложенными компетентными органами иностранного государства в соответствии с законодательством данного иностранного государства, на территории которого находится имущество, или в связи с иными обстоятельствами, не зависящими от воли указанных лиц, такие меры должны быть приняты в течение одного года со дня, когда стало возможно их принятие. Каждый случай невыполнения таких требований подлежит рассмотрению в установленном порядке на заседании аттестационной комиссии.

Несоответствие лица одному из указанных в части второй настоящей статьи требований, касающихся его личных и профессиональных качеств, возраста, образования, состояния здоровья, или иным требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, служит основанием для отказа в приеме или переводе его на военную службу по контракту, на федеральную государственную гражданскую службу или на работу в органы федеральной службы безопасности, а также для расторжения с ним соответственно контракта или трудового договора.

Сведения об основании для отказа в приеме на службу или работу в органы федеральной службы безопасности представляются гражданину с учетом законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.

Граждане Российской Федерации, поступающие на военную службу по контракту, на федеральную государственную гражданскую службу или на работу в органы федеральной службы безопасности, проходят проверку в целях определения их пригодности к службе или работе в органах федеральной службы безопасности, в том числе посредством проведения психофизиологического исследования в порядке, установленном руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

Граждане Российской Федерации, поступающие на работу в органы федеральной службы безопасности, проходят обязательные предварительные медицинские осмотры с последующим вынесением врачебной комиссией военно-медицинской организации заключений о соответствии состояния их здоровья возможности исполнять возложенные на них обязанности. Порядок прохождения предварительных медицинских осмотров и вынесения заключений устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Работники органов федеральной службы безопасности, категории которых определяются федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, не реже одного раза в год проходят медицинские осмотры в военно-медицинских организациях в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Военнослужащие органов федеральной службы безопасности проходят диспансеризацию, медицинские осмотры в порядке, установленном руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

Перечень исследований, которые проводятся при прохождении диспансеризации, медицинских осмотров, в том числе предварительных медицинских осмотров, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

С гражданами Российской Федерации, являющимися высококвалифицированными специалистами, достигшими возраста 40 лет, может быть заключен первый контракт о прохождении военной службы, с достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, — новый контракт о прохождении военной службы в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

Статья 13. Права органов федеральной службы безопасности

Органы федеральной службы безопасности имеют право:

а) устанавливать на конфиденциальной основе отношения сотрудничества с лицами, давшими на то согласие;

а.1) использовать специальные методы и средства при осуществлении контрразведывательной и разведывательной деятельности, а также при проведении мероприятий по борьбе с терроризмом;

(п. «а.1» введен Федеральным законом от 30.06.2003 N 86-ФЗ; в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 153-ФЗ)

(см. текст в предыдущей

б) проводить оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды, представляющих угрозу безопасности Российской Федерации, и преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, и в иных случаях, предусмотренных федеральным законом;

(в ред. Федеральных законов от 27.07.2006 N 153-ФЗ, от 21.12.2013 N 369-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

б.1) осуществлять специальные операции по пресечению террористической деятельности (оперативно-боевую деятельность), а также создавать и использовать специальные методики и средства для их осуществления;

(п. «б.1» введен Федеральным законом от 30.06.2003 N 86-ФЗ)

б.2) использовать подразделения специального назначения органов федеральной службы безопасности и применять боевую технику, оружие, специальные средства, принятые на вооружение органов федеральной службы безопасности, а также физическую силу против находящихся за пределами территории Российской Федерации террористов и (или) их баз для устранения угрозы безопасности Российской Федерации;

(п. «б.2» введен Федеральным законом от 27.07.2006 N 153-ФЗ)

в) осуществлять проникновение в специальные службы и организации иностранных государств, проводящие разведывательную и иную деятельность, направленную на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации, а также в преступные группы;

в.1) осуществлять внешнюю разведывательную деятельность самостоятельно с территории Российской Федерации, а также во взаимодействии с другими органами внешней разведки Российской Федерации и на основе межгосударственных договоров со специальными службами и с правоохранительными органами иностранных государств в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи путем использования радиоэлектронных средств и методов;

(п. «в.1» введен Федеральным законом от 30.06.2003 N 86-ФЗ)

г) осуществлять дознание и предварительное следствие по делам о преступлениях, отнесенных Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности;

(в ред. Федерального закона от 15.04.2006 N 50-ФЗ)

(см. текст в предыдущей

г.1) составлять протоколы об административных правонарушениях, выносить определения и постановления по делам об административных правонарушениях, назначать административные наказания по делам об административных правонарушениях, вносить представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, и осуществлять иные полномочия по делам об административных правонарушениях, отнесенным Российской Федерации об административных правонарушениях к ведению органов федеральной службы безопасности;

(п. «г.1» введен Федеральным законом от 10.01.2003 N 4-ФЗ)

г.2) объявлять физическому лицу обязательное для исполнения официальное предостережение о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесено законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности, при отсутствии оснований для привлечения к уголовной ответственности;

(п. «г.2» введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 238-ФЗ)

д) осуществлять шифровальные работы в органах федеральной службы безопасности, а также контроль за соблюдением режима секретности при обращении с шифрованной информацией в шифровальных подразделениях государственных органов, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности (за исключением учреждений Российской Федерации, находящихся за ее пределами);

е) использовать в служебных целях средства связи, принадлежащие государственным предприятиям, учреждениям и организациям, а в неотложных случаях — негосударственным предприятиям, учреждениям и организациям, а также общественным объединениям и гражданам Российской Федерации;

ж) использовать в случаях, не терпящих отлагательства, транспортные средства, принадлежащие предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности, общественным объединениям или гражданам (за исключением транспортных средств, которые законодательством Российской Федерации освобождены от такого использования), для предотвращения преступлений, преследования и задержания лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, доставления граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения, а также для проезда к месту происшествия. По требованию владельцев транспортных средств органы федеральной службы безопасности в установленном законом порядке возмещают им расходы либо причиненный ущерб;

(в ред. Федерального закона от 30.12.1999 N 226-ФЗ)

(см. текст в предыдущей

ж.1) использовать на безвозмездной основе при выполнении служебных задач водное и воздушное пространство Российской Федерации, территории (акватории) аэропортов, аэродромов (посадочных площадок), морских, речных портов независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также получать на безвозмездной основе при выполнении служебных задач обеспечение полетов и кораблевождения;

(п. «ж.1» введен Федеральным законом от 30.06.2003 N 86-ФЗ)

з) беспрепятственно входить в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения, на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности в случае, если имеются достаточные данные полагать, что там совершается или совершено общественно опасное деяние, выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование которого отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности, а также в случае преследования лиц, подозреваемых в совершении такого деяния, если промедление может поставить под угрозу жизнь и здоровье граждан. Обо всех таких случаях вхождения в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения органы федеральной службы безопасности уведомляют прокурора в течение двадцати четырех часов;

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 153-ФЗ)

(см. текст в предыдущей

з.1) производить оцепление (блокирование) участков местности (объектов) при пресечении актов терроризма, массовых беспорядков, а также при розыске лиц, совершивших побег из-под стражи, преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности, осуществляя при необходимости досмотр транспортных средств. При этом органы федеральной службы безопасности принимают меры по обеспечению нормальной жизнедеятельности населения и функционирования в этих целях соответствующих объектов в данной местности;

(п. з.1 введен Федеральным законом от 30.12.1999 N 226-ФЗ)

з.2) временно ограничивать или запрещать передвижение граждан и транспортных средств по отдельным участкам местности (на отдельных объектах), обязывать граждан оставаться там или покинуть эти участки (объекты) в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан, проведения неотложных следственных действий, оперативно-розыскных и антитеррористических мероприятий;

(п. з.2 введен Федеральным законом от 30.12.1999 N 226-ФЗ)

и) проверять у лиц документы, удостоверяющие их личность, осуществлять их личный досмотр и досмотр находящихся при них вещей, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении административных правонарушений или преступлений, производство либо дознание или предварительное следствие по которым отнесено законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности, а также досмотр транспортных средств и находящихся в них грузов при подозрении, что они используются в целях совершения указанных административных правонарушений или преступлений. Перечень должностных лиц органов федеральной службы безопасности, уполномоченных на осуществление личного досмотра, досмотра вещей, транспортных средств и находящихся в них грузов, определяется руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности;

(п. «и» в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 130-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

к) осуществлять административное задержание лиц, совершивших правонарушения, связанные с попытками проникновения и проникновением на специально охраняемые территории особорежимных объектов, закрытых административно-территориальных образований и иных охраняемых объектов, а также проверять у этих лиц документы, удостоверяющие их личность, получать от них объяснения, осуществлять их личный досмотр, досмотр и изъятие их вещей и документов;

л) вносить в государственные органы, администрации предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также в общественные объединения обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации, совершению преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности;

м) получать на безвозмездной основе от государственных органов, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности информацию, необходимую для выполнения возложенных на органы федеральной службы безопасности обязанностей, за исключением случаев, когда федеральными законами установлен запрет на передачу такой информации органам федеральной службы безопасности;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2003 N 86-ФЗ)

(см. текст в предыдущей

н) создавать в установленном законодательством Российской Федерации порядке предприятия, учреждения, организации и подразделения, необходимые для выполнения обязанностей, возложенных на органы федеральной службы безопасности, и обеспечения деятельности указанных органов;

о) создавать подразделения специального назначения для выполнения обязанностей, возложенных на органы федеральной службы безопасности;

п) проводить криминалистические и другие экспертизы и исследования;

р) осуществлять внешние сношения со специальными службами и правоохранительными органами иностранных государств, обмениваться с ними на взаимной основе оперативной информацией, специальными техническими и иными средствами в пределах полномочий органов федеральной службы безопасности и порядке, установленном нормативными актами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности; заключать в установленном порядке и пределах своих полномочий международные договоры Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2003 N 86-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

с) направлять официальных представителей, советников и специалистов органов федеральной службы безопасности в иностранные государства по согласованию со специальными службами или с правоохранительными органами этих государств в целях повышения эффективности борьбы с преступлениями международного характера;

(в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 97-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

т) осуществлять меры по обеспечению собственной безопасности, в том числе по предотвращению проникновения специальных служб и организаций иностранных государств, преступных групп и отдельных лиц с использованием технических средств к защищаемым органами федеральной службы безопасности сведениям, составляющим государственную тайну;

т.1) самостоятельно осуществлять отбор (в том числе на конкурсной основе) кандидатов для поступления на военную службу по контракту в органы федеральной службы безопасности из числа граждан Российской Федерации в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности;

(п. «т.1» введен Федеральным законом от 25.12.2008 N 280-ФЗ)

у) применять боевую технику, оружие, специальные средства, принятые на вооружение органов федеральной службы безопасности, физическую силу, а также разрешать военнослужащим органов федеральной службы безопасности хранение и ношение табельного оружия и специальных средств;

(п. «у» в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 468-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

ф) использовать в целях зашифровки сведений о сотрудниках органов федеральной службы безопасности, ведомственной принадлежности их подразделений, помещений и транспортных средств документы других министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций и обрабатывать сведения о сотрудниках органов федеральной службы безопасности, содержащиеся в государственных информационных системах и (или) базах данных государственных органов и государственных внебюджетных фондов;

(п. «ф» в ред. Федерального закона от 07.03.2018 N 56-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

ф.1) использовать для проведения неотложных действий по разминированию, пресечению террористических актов и нарушений режима Государственной границы Российской Федерации принадлежащие им транспортные средства, оборудованные устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, при наличии на наружных поверхностях указанных транспортных средств специальных цветографических схем;

(п. «ф.1» введен Федеральным законом от 24.07.2007 N 211-ФЗ, в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 280-ФЗ)

(см.

Права, обязанности и ограничения для сотрудников ФСБ

текст в предыдущей )

х) проводить научные исследования проблем безопасности Российской Федерации;

ц) оказывать содействие предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности в разработке мер по защите коммерческой тайны;

ч) осуществлять на компенсационной или безвозмездной основе подготовку кадров для иных государственных органов, специальных служб иностранных государств, служб безопасности предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, если это не противоречит принципам деятельности органов федеральной службы безопасности;

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 02.07.2013 )

(см. текст в предыдущей )

ш) осуществлять в соответствии со своей компетенцией регулирование в области разработки, производства, реализации, эксплуатации шифровальных (криптографических) средств и защищенных с использованием шифровальных средств систем и комплексов телекоммуникаций, расположенных на территории Российской Федерации, а также в области предоставления услуг по шифрованию информации в Российской Федерации, выявления электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в помещениях и технических средствах;

(п. «ш» введен Федеральным законом от 30.06.2003 N 86-ФЗ)

щ) осуществлять государственный контроль за организацией и функционированием криптографической и инженерно-технической безопасности информационно-телекоммуникационных систем, сетей связи специального назначения и иных сетей связи, обеспечивающих передачу информации с использованием шифров, контроль за соблюдением режима секретности при обращении с шифрованной информацией в шифровальных подразделениях государственных органов и организаций на территории Российской Федерации и в ее учреждениях, находящихся за пределами Российской Федерации, а также в соответствии со своей компетенцией контроль за обеспечением защиты особо важных объектов (помещений) и находящихся в них технических средств от утечки информации по техническим каналам;

(п. «щ» введен Федеральным законом от 30.06.2003 N 86-ФЗ, в ред. Федерального закона от 08.12.2011 N 424-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

э) участвовать в определении порядка разработки, производства, реализации, эксплуатации и обеспечения защиты технических средств обработки, хранения и передачи информации ограниченного доступа, предназначенных для использования в учреждениях Российской Федерации, находящихся за ее пределами;

(п. «э» введен Федеральным законом от 30.06.2003 N 86-ФЗ)

ю) обеспечивать выявление устройств перехвата информации на особо важных объектах (в помещениях) и технических средствах, предназначенных для использования в федеральных органах государственной власти;

(п. «ю» введен Федеральным законом от 30.06.2003 N 86-ФЗ)

я) получать биологический материал и осуществлять обработку геномной информации по преступлениям, дознание и предварительное следствие по которым отнесено законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности;

(п. «я» введен Федеральным законом от 11.07.2011 N 191-ФЗ)

я.1) осуществлять действия, предусмотренные пунктом «я» настоящей части, и получать, учитывать, хранить, классифицировать, использовать, выдавать и уничтожать биометрические персональные данные об особенностях строения папиллярных узоров пальцев и (или) ладоней рук человека, позволяющие установить его личность, в рамках осуществления пограничного контроля в отношении лиц, пересекающих Государственную границу Российской Федерации, при наличии у таких лиц признаков, указывающих на возможность их склонения к террористической деятельности, вербовки или вовлечения иным способом в террористическую деятельность. Перечень указанных признаков и порядок получения, учета, хранения, классификации, использования, выдачи и уничтожения указанных биометрических персональных данных, получения биологического материала и осуществления обработки геномной информации в рамках пограничного контроля определяются руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

(п. «я.1» введен Федеральным законом от 30.12.2015 N 468-ФЗ)

Реализовывать иные права, предоставляемые федеральным законодательством органам федеральной службы безопасности.

(часть вторая введена Федеральным законом от 30.06.2003 N 86-ФЗ)

Использование органами федеральной службы безопасности предоставленных им прав для выполнения обязанностей, не предусмотренных федеральными законами, не допускается.

Федеральная служба безопасности, или же ФСБ, является основным органом, который обеспечивает эффективную защиту государства от угроз национальной безопасности. Именно поэтому сотрудникам ФСБ предоставляются особые права, необходимые для реализации возложенных на них обязанностей. В статье рассмотрим, какие права, обязанности и ограничения имеются у сотрудников ФСБ, насколько широкими могут быть их полномочия, и какие действуют ограничения и запреты на работников таковой структуры и связанных с ними лиц.

Оглавление: 1. Правовое регулирование деятельности ФСБ и закон о данной структуре2. Обязанности сотрудников ФСБ3. Права сотрудников ФСБ и их полномочия4. Ограничения и запреты для работников ФСБ

Правовое регулирование деятельности ФСБ и закон о данной структуре

Основным нормативным документом, каковой обеспечивает функционирование и реализацию всех полномочий ФСБ на территории РФ, является ФЗ №40 от 03.04.1995. Закон «О ФСБ» в полной мере раскрывает все возложенные на данную службу обязанности, права которыми она может обладать для исполнения таковых обязанностей, и другие особенности деятельности данной структуры. При этом этот закон является общедоступным документом, а изложенная в нем информация позволяет в достаточной мере понимать особенности деятельности ФСБ, а также спектр имеющихся у её сотрудников полномочий.

Обратите внимание

Вышеозначенный закон раскрывает только основные права и обязанности данной службы и полномочия сотрудников. Более точная информация относительно возложенных на конкретных работников обязанностей и предоставляемых им в связи с этим правах регламентируется внутренними служебными документами ФСБ и должностными инструкциями. При этом должностные инструкции ФСБ уже являются документом, не подлежащим свободному общественному доступу.

В целом, деятельность ФСБ в России предусматривает крайне широкие полномочия. Однако они не являются безграничными. Кроме этого, важность возложенных на ФСБ обязанностей требует наличия крайне широкого спектра прав, который превышает даже права работников МВД или военнослужащих, а в некоторых вопросах – дублирует их. Следует также помнить о том, что на работников ФСБ накладывается и большое количество ограничений и запретов, которые могут серьезно ограничивать их в правах по сравнению с обычными российскими гражданами в других аспектах жизни.

Обязанности сотрудников ФСБ

Непосредственные обязанности ФСБ, возлагаемые на структуру законодательством, рассматриваются положениями статьи 12 вышеупомянутого ФЗ №40. При этом данный перечень является исключительным – иные действия к обязанностям данной спецслужбы не относятся. В целом, в обязанности ФСБ входит:

  • Информирование руководства страны в целом и субъектов РФ в частности о наличии угроз для государственной или региональной безопасности;
  • Участие в вопросах предоставления российского гражданства, а также права на временное пребывание на российской территории и установку иных соответствующих прав и режимов вместе с органами МВД и пограничной служб;
  • Охрана правопорядка и обеспечение безопасности во время массовых собраний, митингов, мероприятий как светского так и религиозного характера вместе с представителями правоохранительных органов;
  • Следствие или дознание, выявление, пресечение, расследование, раскрытие по свершенным, длящимся или готовящимся террористическим актам любого характера, а также уголовным преступлениям и административным правонарушениям, находящимся в ведении ФСБ;
  • Контрразведывательные мероприятия в отношении представителей иностранных спецслужб, действия каковых могут подрывать госбезопасность РФ и нести для нее угрозу;
  • Предоставление и обеспечение безопасности в сфере шифрованной, засекреченной и иных способов специальной связи;
  • Обеспечение безопасности в пределах наличествующих полномочий в Вооруженных Силах РФ, аналогичных военизированных структурах, на оборонных и стратегических объектах, атомных объектах, объектах связи, местах проведения аэрокосмических исследований, в органах государственной власти, а также на комплексах жизнеобеспечения крупных городов и промышленных центров;
  • Разработка и внедрение мер по борьбе с незаконным оборотом оружия или наркотических средств, сепаратизмом, торговлей людьми, коррупционными деяниями, экстремизмом и терроризмом, и иными подобными деяниями в кооперации и при взаимодействии с другими правоохранительными и государственными органами;
  • Ведение разведывательной деятельности, также с применением средств спецсвязи, в интересах безопасности РФ или развития её экономических, оборонных и научно-технических потенциалов;
  • Ведение мер по охране и защите границы РФ, приграничных зон, территорий экономических интересов, шельфов, биологического богатства России и её территорий;
  • Разработка, внедрение и обеспечение мероприятий по охране безопасности государственной тайны, контроль нормативов и принципов допуска к ней во всех организациях, вне зависимости от формы собственности или структурной принадлежности;
  • Обеспечение охраны и защиты представительствам других держав на российской территории совместно с органами МВД;
  • Ведение учета и контроля радиоизлучающих устройств и непосредственного излучения, а также принятие мер по устранению таковых устройств и излучений, если они несут угрозу российской госбезопасности;
  • Поддержание мобилизационной готовности ФСБ, а также обучение и профессиональное образование сотрудников данной службы и связанных с ними лиц.

Логично, что данные обязанности относятся к ведению всей службы, а не каждого её конкретного сотрудника, в частности. Однако, как уже говорилось выше, конкретные обязанности отдельных сотрудников устанавливаются непосредственно их должностными инструкциями и внутренними распоряжениями ФСБ. В целом же, данные обязанности являются исчерпывающими для ФСБ, что является крайне важно в сфере определения прав и полномочий работников данной государственной структуры.

Права сотрудников ФСБ и их полномочия

Все права и соответствующие полномочия работников ФСБ исходят, в первую очередь, из наличествующих у них обязанностей и фиксируются положениями статьи 13 Закона «О ФСБ», а также иными нормативами, в частности – статьями 13.1-15 означенного закона. При этом данные права могут использоваться исключительно в целях обеспечения возложенных на сотрудников ФСБ обязанностей и не могут применяться в иных целях, несмотря на их фактическое наличие. Однако широта предоставляемых статусом сотрудника ФСБ полномочий и прав действительно велика.

В частности, к правам работников этого органа можно отнести:

  • Проведение оперативно-розыскных мероприятий и спецопераций с целью пресечения террористических актов или поиска связанных с их совершением лиц, а также в отношении незаконного оборота оружия, наркотических веществ, контрабанды, коррупции и иных незаконных действий, несущих в себе угрозу национальной российской безопасности.
  • Установка сотрудничества с лицами, которые дали согласие на таковое сотрудничество в целях исполнения обязанностей, возложенных на службу безопасности.
  • Возможность применять боевую технику, спецсредства и физическую силу для предотвращения или устранения угроз российской государственной безопасности, в том числе и за пределами российской территории.
  • Составление административных протоколов и произведение административных задержаний в отношении лиц, совершивших правонарушение административного характера, находящееся в ведении ФСБ.
  • Право вести внешнюю разведку на территории иных государств, как в кооперации с иными органами разведки и структурами таковых государств, так и путем тайного внедрения в иностранные спецслужбы и иные органы.
  • Возможность беспрепятственно входить и проникать в любые жилые или иные помещения, в том числе и путем вскрытия такового помещения в отсутствие хозяев или законных пользователей в случае, когда таковое проникновение обусловлено необходимостью предотвращения преступления, преследования преступника, раскрытия свершившегося или готовящегося преступления и при иных сходных обстоятельствах. В случае такового проникновения работники ФСБ обязаны уведомить о факте проникновения органы прокуратуры в течение 24 часов.
  • Право блокировать и оцеплять отдельные территории или объекты, устанавливать на них пропускной или паспортный режим, ограничивать проезд или проход внутрь, или наружу, а также обязывать граждан находиться в пределах данных объектов или территорий с целью обеспечения гражданской и государственной безопасности, в случае проведения оперативных мероприятий или для предотвращения террористической деятельности.
  • Произведение проверки документов граждан и транспорта, а также право производить досмотр таковых граждан и транспорта при наличии оснований для проведения таковой проверки. Например, в случаях подозрения на совершение преступления или административного правонарушения. При этом спектр полномочий ФСБ и конкретные должностные лица, обладающие таковым правом, устанавливаются органом исполнительной власти субъекта РФ.
  • Внесение обязательных к исполнению представлений и распоряжений в органы государственной власти, а также в частные организации и предприятия. Таковые требования должны касаться непосредственно вопросов обеспечения государственной безопасности Российской Федерации.
  • Получение на безвозмездной основе необходимой для ведения своей деятельности информации от государственных органов и частных предприятий и организаций. Исключение составляют случаи, в которых законодательством прямо предусмотрено отсутствие права истребования таковой информации органами ФСБ.
  • Проведение криминалистических экспертиз и других необходимых видов экспертных исследований.
  • Создание предприятий и иных организаций в рамках действующего законодательства РФ при необходимости обеспечения деятельности ФСБ.
  • Изъятие при необходимости исполнения обязанностей средств связи или транспорта, принадлежащих государственным организациям, частным организациям или гражданам РФ. При изъятии личного или частного транспорта, органы федеральной безопасности обязаны впоследствии возместить возможный причиненный ущерб их владельцам.
  • Ношение и обладание огнестрельным оружием для военнослужащих лиц ФСБ, в том числе и вне времени исполнения служебных обязанностей.
  • Проведение помощи, в том числе и негосударственным предприятиям, в отношении защиты их коммерческой тайны.
  • Ведение научных исследований проблематики госбезопасности Российской Федерации.
  • Использование в целях защиты личности работников документов, транспортных средств и средств связи, находящихся в ведении иных государственных органов.
  • Проведение дактилоскопического сканирования лиц, пересекающих российскую границу.

В целом, вышеозначенный перечень прав работников ФСБ является лишь основным, закрепленным в федеральном законе «О ФСБ». При этом данный закон прямо предусматривает возможность предоставления работникам данной спецслужбы и иных прав иными законодательными актами и нормативными документами. Однако в большинстве случаев – этот перечень является достаточным.

Обратите внимание

Некоторые права работников ФСБ являются строго ограниченными. В частности, законодательство крайне строго регулирует порядок применения физической силы, спецсредстев и огнестрельного оружия, а также проникновения в жилые помещения лиц и введения особых мер профилактического характера.

Ограничения и запреты для работников ФСБ

Учитывая широкий спектр прав, возможностей и полномочий сотрудников ФСБ, следует понимать, что подобные права могут требовать и целого ряда ограничений. Особенно если принимать во внимание необходимость обеспечения государственной безопасности. Именно для обеспечения госбезопасности России и были введены, в первую очередь, особые ограничения для сотрудников ФСБ.

Таковые ограничения могут касаться следующих сфер:

  • Семейной и личной жизни. В частности, на работу в органы безопасности не принимаются лица, близкие родственники или свойственники которых имели неснятые или непогашенные судимости. Кроме этого, близкие родственники или свойственники работников ФСБ также имеют целый ряд ограничений, касающихся их жизни и деятельности. Например, на них распространяются ограничения в ведении экономической деятельности и защиты тайны.
  • Экономической деятельности. Служащим ФСБ запрещено открывать счета в зарубежных банках и в целом пользоваться услугами иностранных финансовых структур. Также, работники ФСБ не могут заниматься предпринимательством и являться учредителями организаций и предприятий за исключением ситуаций, когда получение такового статуса является необходимым для исполнения обязанностей по службе. Кроме этого, запрещено также занятие любой прочей оплачиваемой деятельностью за исключением творчества, преподавания или научной работы при условии, что таковая деятельность не будет финансироваться исключительно из зарубежных источников.
  • Гражданской деятельности. Запрещается участие работников ФСБ в управлении религиозными организациями, а также создание общественных объединений на базе работы или службы за исключением профсоюзных или ветеранских. Кроме этого ограничивается возможность выезда за рубеж сотрудников ФСБ.

    Глава III. Полномочия органов федеральной службы безопасности (ст.ст. 12 — 15)

    Также, сотрудники ФСБ не имеют права принимать подарки или иные вознаграждения от третьих лиц во время ведения своей рабочей деятельности. С целью защиты личных данных сотрудников ФСБ им также запрещена регистрация в любых социальных сетях в Интернете, вне зависимости от государства, в каковом размещены сервера данных социальных сетей.

  • Свободы информации и волеизъявления. В первую очередь, статус работника ФСБ серьезно ограничивает его и близких ему лиц в вопросах реализации их общегражданских прав на свободу волеизъявления и информации. Так, работники ФСБ не имеют права разглашать сведения, полученные ими во время ведения своей профессиональной деятельности, а сам факт работы или службы в данной организации подразумевает наличие допуска к государственной тайне с соответствующими последствиями её разглашения. Кроме этого, военнослужащим ФСБ запрещается давать оценочные суждения в средствах массовой информации, касающиеся их службы или руководства.

Следует также понимать, что в отношении отдельных должностных лиц ФСБ могут действовать и дополнительные ограничения, связанные непосредственно с исполнением их конкретных служебных обязанностей. В целом же, наиболее строгими являются ограничения, касающиеся непосредственно военнослужащих ФСБ, а не всех остальных сотрудников данной организации. Обусловлено это тем, что в отношении военнослужащих этой структуры действуют как общие ограничения, предусмотренные для работников ФСБ, так и нормативы, касающиеся всех военнослужащих в общем и целом, вне зависимости от структуры, на службе в каковой они находятся.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *