Решение о выездной налоговой проверке

Налоговая инспекция назначила дополнительные мероприятия по акту выездной налоговой проверки. Выносится ли отдельное решение по результатам дополнительных мероприятий и каков срок на подачу возражений по их итогам — читайте в статье.

Вопрос: Налоговая назначила дополнительные мероприятия по акту выездной налоговой проверки 22.01.2018 года. Справка об итогах дополнительных мероприятий выдана организации 22.02.2018 года. Когда налоговая должна вынести решение по итогам дополнительных мероприятий?

Ответ: Отдельное решение по итогам дополнительных мероприятий не выносится. Результаты дополнительных мероприятий приобщаются к материалам налоговой проверки, и руководитель инспекции или его заместитель рассматривает их повторно (п. 1 ст. 101 НК РФ).

С момента окончания дополнительных мероприятий у организации есть 10 рабочих дней на подачу возражений по их итогам. Когда срок на подачу возражений истек, инспекция в течение 10 рабочих дней выносит итоговое решение по результатам выездной проверки, с учетом сведений, указанных в акте проверки, материалах о проведенных дополнительных мероприятиях, а также возражений налогоплательщика. Об этом сказано в абз. 2 п. 1 ст.

>Срок вынесения решения по дополнительным мероприятиям в рамках выездной налоговой проверки

101 НК РФ.

Обоснование

Как оформляется решение по результатам налоговой проверки

Какие дополнительные мероприятия налогового контроля может назначить инспекция по итогам налоговой проверки

Если по итогам рассмотрения материалов у руководителя инспекции (его заместителя) имеются сомнения, которые мешают принять окончательное решение по проверке, то он может потребовать:

дополнительных разъяснений;

дополнительных (недостающих) сведений.

Для получения дополнительных разъяснений руководитель инспекции (его заместитель) может привлечь к рассмотрению материалов налоговой проверки:

свидетеля;

эксперта;

специалиста.

Привлечение указанных лиц к рассмотрению материалов проверки должно быть оформлено отдельным решением. Форма такого решения не утверждена, поэтому руководитель инспекции (его заместитель) оформляет его в произвольной форме.

Это следует из положений абзаца 2 пункта 4 статьи 101 НК.

Если обеспечить явку свидетеля, эксперта или специалиста в процессе первичного рассмотрения материалов не удастся, то руководитель инспекции (его заместитель) может перенести рассмотрение материалов на более поздний срок в общем порядке (подп. 2, 5 п. 3 ст. 101 НК).

Для получения недостающих сведений руководитель инспекции (его заместитель) может назначить дополнительные мероприятия налогового контроля. Такие мероприятия могут включать в себя:

истребование документов как у самой организации, так и у ее контрагентов или иных лиц (например, банков);

проведение экспертиз;

допрос свидетелей.

Об этом сказано в абзаце 3 пункта 6 статьи 101 НК.

Ситуация: может ли инспекция в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля провести выемку документов. Дополнительные мероприятия назначены по итогам рассмотрения материалов налоговой проверки

Да, может, при выполнении определенных условий.

Перечень дополнительных мероприятий налогового контроля носит закрытый характер (абз. 3 п. 6 ст. 101 НК). Выемка документов в нем не значится. Таким образом, из буквального толкования этой нормы следует, что проводить выемку, то есть самостоятельно изымать у организации документы, в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля инспекция не вправе.

Однако в двух случаях проведение выемки документов после окончания налоговой проверки все-таки возможно.

Во-первых, в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля инспекция вправе потребовать у организации документы (не самостоятельно изъять их, а поручить организации представить недостающие сведения) (абз. 3 п. 6 ст. 101 НК). И если организация не исполнит такое требование и не представит документы, то у инспекции появится право провести их выемку (абз. 2 п. 4 ст. 93 НК). В таком случае проведение выемки в рамках дополнительных мероприятий будет считаться законным.

Во-вторых, в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля инспекция вправе провести экспертизу (абз. 3 п. 6 ст. 101 НК). В частности, может быть назначена экспертиза подписей или почерковедческая экспертиза. Очевидно, что для ее проведения инспекции нужны документы с оригиналами подписей или почерка. Если в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля инспекция проведет выемку документов с целью дальнейшего проведения экспертизы, то в этом случае выемка также может быть признана законной.

Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС от 23.05.2013 № АС-4-2/9355. Арбитражная практика подтверждает правомерность такого подхода (см., например, постановление Президиума ВАС от 10.04.2012 № 16282/11, определения ВАС от 26.06.2008 № 7909/08, от 30.06.2009 № ВАС-7529/09, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 27.01.2012 № А53-27001/2010, от 02.09.2011 № А63-8481/2010, Московского округа от 08.02.2011 № КА-А40/17940-10-2, Северо-Западного округа от 18.05.2010 № А56-33713/2009, Волго-Вятского округа от 16.04.2008 № А11-3197/2007-К2-24/221, Центрального округа от 30.03.2009 № А36-2365/2008).

Ситуация: может ли инспекция в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля провести осмотр помещений

Нет, не может.

Перечень дополнительных мероприятий налогового контроля носит закрытый характер (абз. 3 п. 6 ст. 101 НК). Осмотр помещений в нем не значится. Поэтому проводить осмотр помещений в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля инспекция не вправе. Такие действия возможны только в двух случаях:

в ходе выездной налоговой проверки;

в ходе камеральной проверки декларации по НДС, в которой либо заявлена сумма налога к возмещению, либо выявлены несоответствия с другими имеющимися у инспекции материалами.

Это следует из положений статьи 92 НК. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина от 30.11.2011 № 03-02-07/1-411, ФНС от 29.12.2012 № АС-4-2/22690. Правомерность такого подхода подтверждена пунктом 24 постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57.

Если руководитель инспекции (его заместитель) назначает мероприятия дополнительного налогового контроля, то он должен оформить отдельное решение. Его форма утверждена приказом ФНС от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189. В решении о назначении дополнительных мероприятий руководитель инспекции (его заместитель) указывает:

конкретные мероприятия (допрос, экспертиза, истребование документов);

обстоятельства, которые вызвали необходимость их проведения;

конкретный срок, в который они должны быть проведены.

Об этом сказано в абзаце 2 пункта 6 статьи 101 НК.

Каков срок для проведения мероприятий дополнительного налогового контроля по итогам налоговой проверки

Все мероприятия дополнительного контроля должны быть проведены в срок, не превышающий один месяц (п. 6 ст. 101 НК). При этом указанный срок не должен выходить за пределы общего срока рассмотрения материалов с учетом его продления (10 рабочих дней + один месяц). Это необходимо, чтобы руководитель инспекции (его заместитель) мог выполнить требование пункта 1 статьи 101 НК, то есть вынести решение по результатам налоговой проверки в строго ограниченный законодательством срок (п. 1 ст. 101 НК, письмо ФНС от 13.07.2016 № АС-4-7/12625).

Результаты дополнительных мероприятий налогового контроля (истребованные документы, протоколы допроса свидетелей, заключения экспертов) приобщаются к уже имеющимся материалам налоговой проверки, и руководитель инспекции (его заместитель) рассматривает их повторно (п. 1 ст. 101 НК).

Каков срок принятия решения по материалам дополнительных мероприятий налогового контроля

В течение 10 рабочих дней после окончания дополнительных мероприятий налогового контроля организация вправе представить в инспекцию возражения по их результатам. Последний день проведения дополнительных мероприятий налогового контроля инспекция должна указать в решении.

Об этом сказано в пункте 6.1 статьи 101 НК.

В течение следующих 10 рабочих дней руководитель инспекции (его заместитель) выносит окончательное решение по налоговой проверке. При этом он должен учитывать:

акт налоговой проверки;

другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля;

письменные возражения организации (ее представителя).

Об этом сказано в абзаце 2 пункта 1 статьи 101 НК.

Ситуация: должна ли инспекция сообщить организации о повторном рассмотрении материалов проверки. По результатам первичного рассмотрения материалов проверки руководитель инспекции решил провести дополнительные мероприятия налогового контроля

Да, должна.

Организация вправе знакомиться с материалами налоговой проверки и давать по ним свои пояснения. Это касается и тех материалов, которые инспекция получает в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля. Ведь именно в ходе повторного рассмотрения материалов руководитель инспекции (его заместитель) анализирует сведения, полученные в рамках дополнительных мероприятий, и с учетом этих сведений принимает окончательное решение по проверке. А, следовательно, организация должна быть извещена о времени и месте не только первичного, но и повторного рассмотрения материалов налоговой проверки. Такой вывод позволяют сделать положения пункта 2 статьи 101 НК.

Если инспекция не уведомила организацию о повторном рассмотрении материалов проверки, ее действия можно обжаловать. При этом суд будет исходить из конкретных обстоятельств дела. И если судьи сочтут, что рассмотрение дополнительных материалов в отсутствие организации не привело к существенному нарушению ее прав, решение инспекции будет оставлено в силе. Об этом сказано в пункте 38постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57.

Решение по материалам проверки

Каков порядок принятия решения по итогам налоговой проверки

По итогам рассмотрения всех необходимых материалов налоговой проверки руководитель инспекции (его заместитель) делает ряд последовательных выводов:

нарушила ли организация налоговое законодательство;

предусмотрена ли НК ответственность за выявленное нарушение;

есть ли обстоятельства, которые освобождают организацию от налоговой ответственности (отсутствие вины, окончание срока давности).

Если таких обстоятельств нет, то дополнительно руководитель инспекции (его заместитель) выясняет:

нет ли обстоятельств, которые могут исключить вину организации;

нет ли смягчающих или отягчающих ответственность обстоятельств.

Об этом говорится в пункте 5 статьи 101 НК.

В зависимости от сделанных выводов руководитель инспекции (его заместитель) принимает по итогам проверки:

решение о привлечении организации к ответственности за совершение налогового правонарушения;

решение об отказе в привлечении организации к ответственности;

решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Это следует из положений пунктов 1 и 7 статьи 101 НК. Формы решений о привлечении организации к ответственности и об отказе в привлечении к ответственности утверждены приказом ФНС от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189.

Ситуация: должна ли инспекция вынести решение в день рассмотрения материалов в присутствии представителей организации

Нет. Инспекторы не обязаны принимать итоговое решение непосредственно в день, когда рассмотрели материалы налоговой проверки в присутствии представителей организации.

Налоговое законодательство не требует, чтобы инспекция выносила решение непосредственно в ходе рассмотрения материалов проверки (п. 5, 7 ст. 101 НК). Инспекция обязана только обеспечить организации возможность участвовать в рассмотрении этих материалов (п. 2 ст. 101 НК). Рассмотрение материалов проверки и принятие решения по ее итогам – это две самостоятельные процедуры, которые ограничены общим сроком проведения. При этом извещать организацию о дне принятия решения по итогам проверки инспекция не обязана.

Максимальный срок, в который инспекция должна принять решение, складывается из:

– 10 рабочих дней после месячного срока, в который можно подать письменные возражения по акту;

– одного месяца, на который налоговая инспекция может продлить этот срок;

– одного месяца (двух месяцев при проверке консолидированной группы), в течение которого инспекторы проводят мероприятия дополнительного контроля, если их назначали.

Это следует из совокупности пунктов 1, 6 и 7 статьи 101 и пункта 6 статьи 6.1 НК. Аналогичные разъяснения есть в письмах Минфина от 12.09.2016 № 03-02-08/53322 и от 15.01.2010 № 03-02-07/1-14. Кроме того, правомерность данного подхода подтверждена многочисленной арбитражной практикой (см., например, постановление Президиума ВАС от 17.03.2009 № 14645/08, определения ВАС от 11.12.2012 № ВАС-16634/12, от 16.07.2009 № ВАС-8932/09, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 01.11.2012 № А77-942/2011, Дальневосточного округа от 11.09.2012 № Ф03-2693/2012, Северо-Западного округа от 06.10.2011 № А05-1352/2011).

Если в организации была проведена камеральная проверка декларации по НДС с суммой налога к возмещению, то одновременно с итоговым решением по проверке инспекция принимает дополнительное решение, связанное с возмещением налога (п. 2 и 7 ст. 176 НК)».

Отвечает Александр Сорокин,

заместитель начальника Управления оперативного контроля ФНС России

«ККТ нужно применять только в случаях, если продавец предоставляет покупателю, в том числе своим сотрудникам, отсрочку или рассрочку по оплате своих товаров, работ, услуг. Именно эти случаи, по мнению ФНС, относятся к предоставлению и погашению займа для оплаты товаров, работ, услуг. Если организация выдает денежный заем, получает возврат такого займа или сама получает и возвращает заем, кассу не применяйте. Когда именно нужно пробивать чек, смотрите в рекомендации».

Из рекомендации Нужно ли применять ККТ при выдаче, получении и возврате займа

Какой документ составляется по окончании налоговой проверки?

В последний день выездной налоговой проверки проверяющий (руководитель проверяющей группы) обязан составить справку о проведенной проверке (пункт 15 статьи 89 НК РФ).

В справке фиксируются предмет проверки, сроки ее проведения. Датой начала проверки является дата вынесения решения о проведении выездной (повторной выездной) налоговой проверки. Датой окончания проверки является дата составления указанной справки. В справке отдельно оговариваются сроки приостановления, продления проверки. Форма справки приведена в приложении № 7 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/[email protected]

Итак, с составлением справки выездная налоговая проверка заканчивается. Справка вручается налогоплательщику. Если в момент составления справки проверяющие уже не находятся на территории налогоплательщика, и налогоплательщик проигнорировал уведомление явиться в налоговый орган для получения справки, она направляется налогоплательщику заказным письмом по почте. По общему правилу, составление справки о проведенной камеральной проверке НК РФ не предусмотрено.

Каким образом акт передается налогоплательщику?

Акт по итогам камеральной и выездной проверки вручается налогоплательщику под расписку в течение 5 дней с даты подписания или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения налогоплательщиком. Акт составляется после окончания проверки, то есть когда проверяющие уже не находятся на территории налогоплательщика. Поэтому вручение акта выездной проверки под расписку может быть реализовано только посредством вызова налогоплательщика в налоговый орган для получения акта.

Если по каким-то причинам налогоплательщик уклоняется от получения акт, это отражается в акте, и он направляется налогоплательщику по почте заказным письмом. Датой вручения считается шестой день с даты отправки этого акта. Другого способа вручения акта в этом случае пункт 5 статьи 100 НК РФ не предусматривает.

Одновременно с актом вручаются соответствующие приложения: документы, подтверждающие факты выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, иные материалы при их наличии.

Сколько времени отводится налогоплательщику для подготовки возражений по акту?

Один месяц со дня получения акта налоговой проверки. Именно в этот срок согласно пункту 6 статьи 100 НК РФ лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями проверяющих, вправе представить в налоговый орган письменные возражения в целом или по отдельным положениям акта. До истечения указанного месячного срока, иными словами, в течение срока, отведенного для представления письменных возражений, решение по материалам налоговой проверки не принимается (письмо Минфина от 15.07.2010 № 03-02-07/1-331).

При направлении возражений по почте следует убедиться в их своевременном получении налоговым органом, особенно, если налогоплательщик не предполагает непосредственно участвовать в рассмотрении материалов. Пропуск срока представления письменных возражений не препятствует налогоплательщику принимать участие в рассмотрении материалов проверки, давать свои объяснения, в том числе в письменном виде.

Что означает назначение налоговым органом дополнительных мероприятий налогового контроля?

При рассмотрении материалов налоговой проверки налоговый орган вправе вынести решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Дополнительные мероприятия могут быть назначены и при рассмотрении материалов камеральной налоговой проверки. Срок их проведения не должен превышать одного месяца (двух месяцев — при проверке консолидированной группы налогоплательщиков). Данный срок не включается в срок, отведенный для вынесения решения по проверке.

В качестве дополнительных мероприятий налогового контроля выступают допрос свидетеля, экспертиза, истребование документов. Иные мероприятия, в том числе осмотр, проводиться не могут. Выбранные налоговым органом для проведения дополнительные мероприятия налогового контроля указываются в решении, форма которого содержится в приложении № 29 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/[email protected]

При буквальном толковании статей 93 и 93.1 НК РФ налоговый орган вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика только документы о конкретной сделке. У контрагента проверяемого налогоплательщика документы могут быть истребованы в полном объеме, так как такое основание для истребования документов как проведение допмероприятий прямо указано в статье 93.1 НК РФ.

Вместе с тем есть практика, согласно которой истребование первичных учетных документов у проверяемого лица как дополнительное мероприятие налогового контроля допустимо при условии наличия у налогового органа оснований для истребования указанных документов в ходе самой налоговой проверки (Постановление Президиума ВАС РФ от 15.03.2012 № 14951/11).

>Как оформляются результаты допмероприятий?

Налоговым кодексом не предусмотрено оформление результатов дополнительных мероприятий налогового контроля отдельным документом.

Федеральным законом от 01.05.2016 № 130-ФЗ внесены поправки в порядок ознакомления налогоплательщика с материалами проверок?

Со 2 июня 2016 года действует новый порядок ознакомления налогоплательщика с материалами проверок. Вместо подразумеваемой обязанности налогового органа направлять материалы налогоплательщику, поправки предусматривают право налогоплательщика подать заявление на ознакомление с материалами проверки и материалами дополнительных мероприятий налогового контроля. Без соответствующего обращения налоговый орган не обязан предоставлять материалы налогоплательщику.

Налогоплательщику рекомендуется в любом случае использовать право на ознакомление с материалами проверки и материалами дополнительных мероприятий налогового контроля. Подать в налоговый орган письменное заявление с просьбой об ознакомлении необходимо в течение срока, установленного для представления возражений по акту проверки или по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля, а именно в течение одного месяца или 10 рабочих дней соответственно (пункт 6 статьи 100, новый пункт 6.1 статьи 101 НК РФ).

Форма заявления — произвольная. Ознакомление с материалами проверки организуется на территории налогового органа не позднее 2 дней со дня подачи вышеназванного заявления. НК РФ закрепляет способы ознакомления: осмотр документов, изготовление выписок, снятие копий. Факт ознакомления подтверждается протоколом, составляемым согласно нормам статьи 99 НК РФ.

Предположим, допмероприятия завершились 10 октября 2016 года. Налогоплательщик 11 октября 2016 года подал заявление на ознакомление с материалами, полученными налоговым органом. В таком случае налоговый орган должен обеспечить ознакомление не позднее 13 октября 2016 года. Возражения могут быть представлены налогоплательщиком не позднее 24 октября 2016 года.

Продолжительность ознакомления НК РФ не установлена, но по своему предназначению как специальной процедуры, предшествующей рассмотрению материалов проверки руководителем (заместителем) руководителя налогового органа, ознакомление должно быть завершено в течение срока, отведенного на представление возражений по этим материалам.

Кем должно быть подписано решение?

Решение обязательно должно быть подписано тем должностным лицом налогового органа, которое принимало участие в рассмотрении материалов проверки. Формы решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения приведены соответственно в приложениях 30 и 31 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/[email protected]

При рассмотрении материалов налоговой проверки составляется протокол. Это требование закреплено в пункте 4 статьи 101 НК РФ. В протоколе должны быть указаны, в том числе Ф.И.О. и должность лица, рассматривающего материалы, Ф.И.О. и должности лиц, участвующих в рассмотрении со стороны налогового органа.

Налогоплательщик вправе потребовать копию протокола. Если были назначены допмероприятия, то как материалы проверки, так и материалы допмероприятий должны рассматриваться лицом, которое впоследствии подписывает решение. Рассмотрение материалов проверки одним должностным лицом налогового органа, при том, что рассмотрение материалов дополнительных мероприятий налогового контроля и вынесение решения производилось другим лицом, может повлечь признание решения по проверке недействительным (письмо ФНС от 11.03.2016 № ЕД-4-2/[email protected]).

Федеральным законом от 01.05.2016 № 130-ФЗ прямо закреплено, что материалы проверки и материалы дополнительных мероприятий налогового контроля (в случае их проведения) рассматриваются одним и тем же руководителем (заместителем) руководителя налогового органа, проводившего проверку.

Подписание решения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, не участвовавшим в рассмотрении материалов проверки (участвовавшим в рассмотрении только части материалов), является нарушением существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки и основанием для отмены вынесенного решения. Считается, что в такой ситуации налогоплательщику не была обеспечена возможность участвовать в рассмотрении материалов проверки и представить объяснения (Постановление Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 № 4903/10).

Срок принятия решения по результатам налоговой проверки

Порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки установлен в ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ). В соответствии с п. 1 ст. 101 НК РФ материалы налоговой проверки должны быть рассмотрены, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней после истечения установленного п. 6 ст. 100 НК РФ срока. Данный срок может быть продлен, но не более чем на 1 месяц.

В п. 6 ст. 100 НК РФ указано, что налогоплательщик в течение 15 дней после получения акта налоговой проверки вправе представить свои возражения по акту в целом или в части. Это означает, что по общему правилу через 25 дней после вручения проверяемому лицу акта налоговой проверки налоговый орган должен принять решение о привлечении к налоговой ответственности (отказе в привлечении).

Согласно пп. 5 п. 3 ст. 101 НК РФ руководитель налогового органа вправе вынести решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в случае неявки лица, участие которого необходимо для рассмотрения.

Срок, на который может быть отложено разбирательство дела, в законе не установлен. По-видимому, разбирательство дела откладывается на срок, необходимый для надлежащего извещения лица, участие которого необходимо для рассмотрения дела.

Кроме того, рассмотрение материалов налоговой проверки может быть перенесено ввиду необходимости проведения дополнительных мероприятий налоговой контроля на срок не более чем на 1 месяц.

В решении о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля излагаются обстоятельства, вызвавшие необходимость проведения таких дополнительных мероприятий, указываются срок и конкретная форма их проведения (п. 6 ст. 101 НК РФ). Как видно, 1 месяц — это предельный срок, в течение которого могут проводиться дополнительные мероприятия налогового контроля.

Должен ли налоговый орган принять решение именно в день рассмотрения материалов налоговой проверки? Должен ли налоговый орган изготовить принятое решение в день рассмотрения материалов налоговой проверки или можно это сделать в другой день? Какие правовые последствия повлечет изготовление решения с иной датой, чем дата рассмотрения материалов налоговой проверки? Будет ли данное обстоятельство являться существенным нарушением процедуры?

Пример. Судом установлено, что телефонограммой от 5 марта 2008 г. N 13-31/01018-35 налоговый орган вызвал заявителя на рассмотрение материалов налоговой проверки на 11 марта 2008 г.

11 марта 2008 г. состоялось рассмотрение материалов проверки и возражений заявителя в его присутствие, что подтверждается имеющимся в материалах дела протоколом от 11 марта 2008 г. N 2.17-06/39. Следовательно, как обоснованно указано в кассационной жалобе, инспекцией была обеспечена возможность лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки и была обеспечена возможность налогоплательщика представить объяснения, поскольку рассмотрение материалов проверки и возражений налогоплательщика состоялось в присутствии предпринимателя.

То обстоятельство, что решение по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки вынесено 19 марта 2008 г., а не 11 марта 2008 г. — в день рассмотрения материалов проверки — не свидетельствует о том, что 19 марта 2008 г. еще раз состоялось рассмотрение материалов налоговой проверки. Каких-либо дополнительных документов для обоснования своих возражений налогоплательщиком предъявлено не было, факты, свидетельствующие о принятии налоговым органом решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, в материалах дела отсутствуют.

Судом не учтено, что НК РФ не установлен срок для вынесения налоговым органом решения после рассмотрения возражений по акту проверки. Вместе с тем НК РФ содержит срок, в течение которого руководитель налогового органа должен принять решение по результатам проведения налоговой проверки — в течение 10 дней со дня истечения 15-дневного срока со дня получения акта налоговой проверки на представление письменных возражений по акту налоговой проверки (п. 1 ст. 101, п. 6 ст. 100 НК РФ). Нарушений инспекцией указанного срока судом не установлено.

Исходя из изложенного, судебная коллегия кассационной инстанции считает, что налоговым органом не было допущено нарушений норм действующего законодательства при рассмотрении материалов налоговой проверки (см.

Постановление ФАС Поволжского округа от 25 февраля 2009 г.

по делу N А65-11146/2008).

Таким образом, арбитры пришли к выводу, что само по себе наличие другой даты в решении не означает, что налоговый орган повторно рассматривал материалы налоговой проверки, поэтому данный факт не свидетельствует о нарушении прав и законных интересов налогоплательщика.

Аналогичные выводы были сделаны при рассмотрении другого спора.

Пример.

Согласно пп. 2 п. 3 ст. 101 НК РФ перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу руководитель (заместитель руководителя) налогового органа должен в том числе установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении. В случае неявки этих лиц руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, и принимает решение о рассмотрении материалов налоговой проверки в отсутствие указанных лиц.

Как видно из материалов дела, акт камеральной проверки от 26 ноября 2007 г. N 3827/11-10/09562 получен представителем общества (генеральным директором) 3 декабря 2007 г. В этом акте указано, что рассмотрение материалов проверки назначено на 25 декабря 2007 г. на 10 часов 00 минут, о чем общество уведомлено (т. 3, л. д. 70).

Из протокола рассмотрения материалов проверки от 25 декабря 2007 г. следует, что перед рассмотрением материалов проверки установлен факт неявки представителя общества. Поскольку у налогового органа имелись сведения о надлежащем уведомлении налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки, то рассмотрение материалов проверки и представленных налогоплательщиком возражений произведено 25 декабря 2007 г.

Вывод суда о том, что протокол от 25 декабря 2007 г. не содержит сведений о рассмотрении возражений, представленных обществом, не основан на доказательствах и опровергается текстом этого протокола (т. 3, л. д. 142).

То обстоятельство, что спорное решение датировано 15 января 2008 г, свидетельствует об его изготовлении в этот день, а не об иной дате рассмотрения материалов налоговой проверки. Доказательства отложения рассмотрения материалов проверки на 15 января 2008 г. в деле отсутствуют и сторонами не представлены. Поэтому вывод суда о том, что 25 декабря 2007 г. рассмотрение материалов проверки было отложено налоговой инспекцией на 15 января 2008 г., не соответствует обстоятельствам дела и подлежит дополнительному исследованию (см. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 1 октября 2008 г. N Ф08-5887/2008).

Возникшая проблема стала основанием для обращения в ВАС РФ. Нужно отметить, что дело было передано на рассмотрение в Президиум ВАС РФ по заявлению налогового органа, так как судьи апелляционного и окружного арбитражного судов пришли к выводу, что изготовление решения с иной датой, чем дата рассмотрения материалов налоговой проверки, является существенным нарушением процедуры производства по делу о налоговом нарушении. Решение налогового органа по этому основанию было признано незаконным. Вместе с тем суд 1-й инстанции изначально встал на сторону инспекции.

Пример. Согласно п. 7 ст. 101 НК РФ по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Из названной правовой нормы не следует, что упомянутое решение должно быть вынесено в день рассмотрения материалов налоговой проверки или в присутствии налогоплательщика (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 17 марта 2009 г. N 14645/08).

Позиция ВАС РФ не отвечает интересам налогоплательщика и, как представляется, не совсем соответствует положениям НК РФ, так как создается неопределенность в вопросе срока принятия решения. Срок принятия решения указан в п. 1 ст. 100 НК РФ.

НК РФ не предусматривает, что налоговый орган вправе вынести решение в иной срок, чем дата рассмотрения материалов налоговой проверки. Согласно п. 1 ст. 100 НК РФ дата рассмотрения материалов налоговой проверки и дата вынесения решения совпадают. Ввиду этого ссылка на п. 7 ст. 101 НК РФ является неуместной, так как срок вынесения решения установлен в п. 1 ст. 100 НК РФ.

Является ли дата принятия решения в иной срок, чем дата рассмотрения материалов налоговой проверки, существенным нарушением процедуры рассмотрения дела о налоговом правонарушении? Для ответа на этот вопрос нужно дать оценку допущенному нарушению с учетом обстоятельств дела, но не ссылаться в оправдание действий инспекции на п. 7 ст. 101 НК РФ. При разбирательстве налоговых споров нужно прежде всего отдавать приоритет соблюдению законности, но не защищать любыми способами бюджет.

Необходимо доработать ст. 100 НК РФ и четко установить, что налоговый орган вправе изготовить мотивированное решение по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки в течение определенного срока после вынесения (провозглашения) решения. Также следует установить, что резолютивная часть решения должна быть оглашена в день рассмотрения материалов налоговой проверки. Данные положения улучшат положение налогоплательщика и создадут более благоприятные условия для защиты прав и законных интересов проверяемого лица.

Согласно п. 9 ст. 101 НК РФ (в ред. Федерального закона от 26 ноября 2008 г. N 224-ФЗ), вступившей в силу с 1 января 2009 г., установлено, что решение, принятое по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, должно быть вручено налогоплательщику в течение 5 дней после вынесения, однако относительно срока вынесения решения неопределенность в законе пока осталась.

О.В.Пантюшов

Адвокат,

член Адвокатской палаты

г. Москвы,

специалист по гражданскому,

предпринимательскому,

налоговому праву

Главная → Статьи → Позднее вручение решения о приостановлении выездной налоговой проверки

Позднее вручение решения о приостановлении выездной налоговой проверки

В организации наступил срок окончания выездной налоговой проверки. Налоговая инспекция направила по телекоммуникационным системам связи решение о возобновлении выездной проверки, но решение о приостановлении в организацию не приходило.
По словам налогового инспектора, сказанным по телефону, при отправке решения о приостановлении проведения выездной налоговой проверки по телекоммуникационным канал связи произошел сбой. Решение о приостановлении будет отправлено налогоплательщику в день, следующий за днем отправки решения о возобновлении проведения выездной налоговой проверки. Налогоплательщик хочет обжаловать решение о возобновлении проверки на том основании, что до его получения он не получал решения о приостановлении проверки.
Обязан ли налоговый орган известить руководителя предприятия о приостановлении выездной проверки?
Если да, то в какой момент организация должна опротестовать нарушенную процедуру?
Если решение налоговой отменят и проверка будет считаться законченной, вправе ли они вторично проверить этот же период?

В соответствии с п. 6 ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев. Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке (п. 8 ст. 89 НК РФ).
При этом на основании п. 9 ст. 89 НК РФ руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для:
1) истребования документов (информации) в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ;
2) получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;
3) проведения экспертиз;
4) перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.
Приостановление проведения выездной налоговой проверки по основанию, указанному в пп. 1 п. 9 ст. 89 НК РФ, допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы. Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего указанную проверку. Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев. В случае, если проверка была приостановлена по основанию, указанному в пп. 2 п. 9 ст. 89 НК РФ, и в течение шести месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ, срок приостановления указанной проверки может быть увеличен на три месяца.
На период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.
Положения п. 9 ст. 89 НК РФ прямо не предусматривают обязанность налоговых органов вручить налогоплательщику решение о приостановлении проведения выездной налоговой проверки либо ознакомить его с таким решением. Однако на основании пп. 9 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов.

В свою очередь, пп. 9 п. 1 ст. 32 НК РФ предусмотрено, что налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа.
Форма решения о приостановлении проведения выездной налоговой проверки утверждена приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/[email protected] Данная форма содержит определенные реквизиты: в случае вручения документа на бумажном носителе указываются дата, подпись, Ф.И.О. лица, получившего документ, для представителя указывается основание представительства (наименование и иные реквизиты документа, подтверждающего полномочия). Таким образом, подразумевается, что решение о приостановлении выездной налоговой проверки должно доводиться до проверяемой организации (смотрите также письмо Минфина России от 07.07.2008 № 03-02-07/1-249).
В рамках спора, рассмотренного в постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2017 № 17АП-7742/17, налогоплательщик указывал, в частности, что решение о приостановлении проверки от 12.04.2016 и решение о возобновлении проверки от 23.05.2016 направлены налогоплательщику 23.05.2016 в одном файле, следовательно, налогоплательщик, которому не направлено решение о приостановлении проверки, вправе исходить из того, что проверка продолжается в обычном режиме, и, поскольку НК РФ установлен универсальный срок пять рабочих дней для направления налоговым органом налогоплательщику различного рода решений, срок проверки продолжал течь в обычном порядке и истек 23.04.2016, а продолжение проверки за рамками предельной даты проверки – 23.04.2016 является незаконными; сбор налоговым органом доказательств за рамками даты действительного срока окончания выездной налоговой проверки 23.04.2016 является незаконным и на таких доказательствах не может быть основано итоговое решение по результатам проверки.
Судьи указали, что с решениями о приостановлении и о возобновлении выездной налоговой проверки налогоплательщик должен быть ознакомлен. Вместе с тем несвоевременное исполнение указанной обязанности налоговым органом не является самостоятельным основанием для отмены решения, принятого по результатам проверки. Согласно п. 14 ст. 101 НК РФ безусловным основанием для отмены решения является только нарушение права налогоплательщика участвовать в рассмотрении материалов проверки и давать свои объяснения (смотрите также постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2011 № 17АП-12901/10).
В постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2016 № 15АП-11654/16 судьи сделали вывод, что налоговый орган обязан ознакомить налогоплательщика с решениями о приостановлении и возобновлении выездной налоговой проверки и вручить копии данных решений, однако законодателем не установлены порядок и срок вручения таких решений. Соответственно, факт более позднего вручения решения, чем дата его вынесения, не является существенным нарушением процедуры и не является основанием для отмены решения по результатам выездной налоговой проверки.
В постановлении ФАС Московского округа от 07.10.2013 № Ф05-11059/13 по делу № А40-134474/2012 суды сочли несостоятельным довод налогоплательщика об обязательном ознакомлении и вручении обществу решений о приостановлении (возобновлении) выездной налоговой проверки до ее приостановления (возобновления), так как п. 9 ст. 89 НК РФ не содержит указания на обязанность налогового органа вручать налогоплательщику решения о приостановлении, возобновлении налоговой проверки.
В соответствии со ст. 137 НК РФ каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.
Согласно п. 1 ст. 138 НК РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном НК РФ и соответствующим процессуальным законодательством РФ.
Жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, действий или бездействия его должностных лиц, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права.
Жалоба подается в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются. Налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются, обязан в течение трех дней со дня поступления такой жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган (п. 1 ст. 139 НК РФ).
При получении жалобы налоговый орган, акт ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются, обязан принять меры по устранению нарушения прав лица, подавшего жалобу. В случае устранения нарушения прав лица, подавшего жалобу, налоговый орган сообщает об этом в вышестоящий налоговый орган в течение трех дней со дня такого устранения с приложением подтверждающих документов (при их наличии) (п. 1.1 ст. 139 НК РФ).
Мы полагаем, что в рассматриваемой ситуации налогоплательщик может обжаловать решение о возобновлении проведения выездной налоговой проверки на том основании, что до его получения он не получал решения о приостановлении выездной налоговой проверки. Но, поскольку НК РФ не установлен срок для вручения таких решений, мы не можем исключать вероятности того, что жалоба будет оставлена без удовлетворения (смотрите также письмо Управления МНС по г. Москве от 16.09.2003 № 11-15/50875). Жалоба может быть подана в течение одного года со дня получения решения о возобновлении проведения выездной налоговой проверки (п. 2 ст. 139 НК РФ).
При этом судебная практика исходит из того, что факт более позднего вручения решения о приостановлении выездной налоговой проверки, чем дата его вынесения, не является существенным нарушением процедуры и обычно не рассматривается как основание для отмены решения по результатам выездной налоговой проверки.
Если же решение о приостановлении проведения выездной налоговой проверки все же будет отменено и проверка будет считаться законченной, мы полагаем, что налоговый орган не вправе вторично проверить тот же период (п. 5 ст. 89 НК РФ), за исключением проведения повторной выездной налоговой проверки, основания проведения которой указаны в п. 10 ст. 89 НК РФ.
Отметим, что на период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика (абзац девятый п. 9 ст. 89 НК РФ, смотрите также п. 26 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).
При рассмотрении материалов налоговой проверки не допускается использование доказательств, полученных с нарушением НК РФ (абзац второй п. 4 ст. 101 НК РФ).

Ответ подготовил: Арыков Степан, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Контроль качества ответа: Золотых Максим, рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

  • В чем предназначение выездной налоговой проверки?
  • Выездная налоговая проверка призвана выявить нарушения, обусловленные злоупотреблениями налогоплательщика в налоговой сфере, его стремлением уклониться от налогообложения. Причем на решение этой задачи налоговых органов ориентирует Конституционный суд (определение от 08.04.2010 № 441-о-о).
  • Проведение выездной проверки означает, что с вероятностью 98% по ее результатам будут доначислены налоги, пени, штрафы.

    Размер налоговой задолженности, выявляемый по результатам налоговой проверки, может влечь риск уголовной ответственности, а также субсидиарной ответственности уполномоченных лиц налогоплательщика, причем как в процедуре банкротства, так и при предъявлении исков о возмещении ущерба, причиненного бюджету неуплатой налога.

  • Обязан ли налоговый орган проводить выездную проверку налогоплательщика с определенной периодичностью?
  • Нет. Общее количество зарегистрированных в налоговых органах налогоплательщиков (организаций и предпринимателей) превышает 8 миллионов. Охват их всех выездным контролем (даже с периодичностью раз в три года) физически невозможен. В настоящее время проверки затрагивают 0,18%: проверяются две организации или ИП из тысячи.
  • При назначении налоговых проверок применяется риск-ориентированный подход.

    Проверке предшествует предпроверочный анализ, проводимый в соответствии с Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденной приказом ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/[email protected]

    Один из критериев оценки рисков при отборе на проверку – это уровень налоговой нагрузки ниже среднего уровня в конкретной отрасли. При отсутствии отраслевого значения нагрузки используется значение нагрузки в целом по России (письмо ФНС от 22.08.2018 № ГД-3-1/[email protected]).

    ФНС разработана концепция Системы управления поведением налогоплательщика. Смысл данной системы – в переходе от проверки отдельного налогоплательщика к созданию прозрачной контрольной среды в отраслях и рынках.

    Ожидается, что к 2020 году плановые выездные налоговые проверки будут на 90% формироваться с использованием автоматизированной информационной системы ФНС по управлению рисками.

    Но одновременно нет и запрета для назначения внеплановых проверок. Сформированный годовой (с разбивкой по кварталам) план проведения выездных налоговых проверок может быть скорректирован в зависимости от вновь открывшихся обстоятельств (письмо Минфина от 19.07.2012 № 03-02-08/62).

    Положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не распространяются на отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля.

  • Количество выездных проверок снижается?
  • Тенденция снижения сохранялась все последние годы. В 2017 году было проведено немногим более 20 тысяч проверок. В 2018 году количество выездных проверок сократилось на 30%: до немногим более 14 тысяч.
  • Но влияние на эту цифру в большей степени оказывают возможности камерального контроля, которые есть у налогового органа, «отработка» применения статьи 54.1 НК РФ на отдельных налогоплательщиках.

    К тому же на практике налогоплательщики подвергаются проверкам со стороны органов внутренних дел, которые формально не наделены функциями налогового контроля. Но проверка ими информации о преступлении, по сути, неотличима от осуществления контроля финансово-хозяйственной деятельности в отношении налогоплательщиков.

    Конституционный суд считает, что защита нарушенных прав при проведении проверок органами внутренних дел и налоговыми органами возможна в судебном порядке, а изменение действующего порядка регулирования относится к компетенции законодателя (определение от 27.09.2016 № 2153-О).

  • Какие правила предусмотрены НК РФ для выездной проверки?
  • Проверка проводится на основании решения налогового органа (пункт 2 статьи 89 НК РФ). В отношении крупнейшего налогоплательщика это решение налогового органа, в котором первый поставлен на учет в качестве крупнейшего. В отношении филиала или представительства организации это решение налогового органа по месту нахождения филиала или представительства.
  • Чаще всего решение о выездной налоговой проверке организации принимает налоговый орган по месту ее нахождения.

    Для некоторых категорий налогоплательщиков (резидентов ОЭЗ, участников соглашений о разделе продукции, консолидированной группы налогоплательщиков, участников регионального инвестиционного проекта) НК РФ предусмотрены особенности проведения выездных налоговых проверок.

  • Основанием проверки является решение о ее проведении. Что оно должно содержать?
  • Форма решения приведена в приложении № 5 к приказу ФНС от 07.11.2018 № ММВ-7-2/[email protected] Решение должно содержать:
    • номер решения и дату его вынесения,
    • наименование налогоплательщика, в отношении которого проводится проверка.

    При назначении проверки филиала или представительства отдельно от проведения проверки организации, в решении указывается наименование филиала или представительства. В отношении обособленных подразделений, не оформленных в качестве филиала и представительства, проверка назначена быть не может.

    Проверка филиалов и представительств возможна только по региональным, местным налогам и торговому сбору. Самостоятельная выездная налоговая проверка филиалов и представительств по вопросам правильности исчисления и уплаты федеральных налогов и сборов, в том числе предусмотренных специальными налоговыми режимами, не проводится (письмо Минфина от 28.03.2011 № 03-02-08/32).

  • Какой период может быть охвачен проверкой?
  • «Глубина» проверки — это период финансово-хозяйственной деятельности, за который проводится проверка. По общему правилу, проверкой может быть охвачен период, не превышающий срок в три календарных года, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки. Правоприменительная практика исходит из того, что в данном случае указан предельный срок для истекших календарных лет, и не содержится запрета на включение в период проверки периодов текущего календарного года (определение Верховного Суда от 09.09.2014 № 304-КГ14-737).
  • При принятии решения в 2019 году, проверкой могут быть охвачены периоды 2016, 2017, 2018 годов и периоды 2019 года, истекшие до месяца принятия решения.

    Следует иметь в виду, что налоговый орган в целях осуществления проверки правильности исчисления и уплаты налога на прибыль в рамках периода, охваченного выездной проверкой, вправе проверить правильность формирования убытка.

    Налогоплательщик должен документально подтвердить обоснованность убытка за весь срок, когда он уменьшает налоговую базу на суммы ранее полученного убытка (постановление Президиума ВАС от 24.07.2012 № 3546/12).

    Поэтому действия инспекции по проверке заявленных в проверяемом периоде убытков прошлых лет, включая периоды его формирования, не охваченные решением о проверке, основаны на нормах налогового законодательства и являются правомерными (постановление АС Уральского округа от 07.09.2015 № Ф09-5869/15).

    Отдельно обратим внимание, что трехлетний срок давности привлечения к ответственности за неуплату налога исчисляется со следующего дня после окончания налогового периода, в котором было допущено правонарушение в виде неуплаты налога (пункт 15 постановления ВАС от 30.07.2013 № 57). Это означит, что поскольку сумма налога на прибыль, скажем, за 2018 год должна быть уплачена в 2019 году, срок давности привлечения к ответственности за неуплату налога на прибыль за 2018 год по статье 122 НК РФ начнет исчисляться с 1 января 2020 года и закончится 1 января 2023 года.

  • Может ли решение о проверке охватывать месяцы того года, в котором принято решение о проверке?
  • Период проверки может включать месяцы того года, в котором принято решение о проверке, если речь идет, например, о проверке налогового агента по НДФЛ, чья обязанность в части удержания и перечисления налога не связана с окончанием налогового периода (постановление Президиума ВАС от 05.07.2011 № 1051/11). Тем самым возможно привлечение налогового агента к ответственности и по результатам проверки месяца еще не истекшего налогового периода.
  • Какое значение имеет перечисление в решении видов проверяемых налогов?
  • Виды налогов, по которым проводится проверка, составляют предмет проверки. Проверка может касаться одного, нескольких или всех налогов («по всем налогам, сборам, страховым взносам»).
  • НК РФ ограничена возможность проведения проверок по одним и тем же налогам за проверенный период.

    В решении о проведении проверки может быть указан, предположим, только налог на прибыль организаций. Если обнаружена ошибка по НДС, то по результатам проверки нельзя привлечь к ответственности в части НДС, поскольку НДС в решении о проверке указан не был. Аналогичные последствия наступают при обнаружении налоговым органом правонарушения за период, который не был включен в решение о проверке.

    В подобных обстоятельствах налоговый орган должен принять новое решение о проведении проверки.

    Но данную ситуацию, по мнению судебных органов, следует отличать от ситуации, когда в решении были допущены ошибки или опечатки. К ним относится отсутствие в решении о проведении проверки перечня проверяемых налогов либо формулировки «по всем налогам». Само по себе это не означает несоответствие решения нормам налогового законодательства, если инспекция своевременно и самостоятельно устранила допущенную техническую ошибку, которая не повлияла каким-либо негативным образом на права и обязанности налогоплательщика и не повлекла для него каких-либо негативных последствий (постановление АС Московского округа от 18.01.2019 № Ф05-22585/2018).

  • Могут ли проводить проверочные мероприятия сотрудники, не указанные в решении?
  • В решении приводятся ФИО, должности проверяющих. Эти лица имеют право доступа на территорию проверяемого лица, проводят все необходимые контрольные мероприятия.
  • Если с момента вынесения решения о проведении проверки до составления справки по ее окончании потребуется изменение состава проверяющей группы, то должно быть принято решение о внесении изменений в решение о проведении проверки (приложение № 5 к письму ФНС от 15.01.2019 № ЕД-4-2/[email protected]).

    Однако, согласно постановлению Президиума ВАС от 24.01.2012 № 12181/11, сам по себе факт подписания акта налоговой проверки лицом, не проводившим проверку, не может указывать на существенное нарушение прав проверяемого налогоплательщика. Налогоплательщик должен указать, в чем состояло нарушение его прав (это могут быть препятствия в реализации права подачи возражений, представления объяснений).

  • С чего начинается проверка?
  • Собственно проверка начинается с принятия решения. НК РФ не устанавливает срок для вручения налогоплательщику принятого решения о проведении выездной налоговой проверки (письмо ФНС от 10.03.2016 № ЕД-4-2/[email protected]).
  • При вручении решения налогоплательщик знакомится с ним под роспись. На экземпляре решения, который остается у налогового органа, проставляется отметка о получении решения представителем налогоплательщика. В определенных случаях решение направляется по почте заказным письмом или передается в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота.

    Если налогоплательщик предоставит в своем помещении место для работы проверяющих, то проверка проводится по месту нахождения налогоплательщика. О проведении проверки по месту нахождения налогового органа будет принято отдельное уведомление (форма приведена в приложении №1 к письму ФНС от 15.01.2019 № ЕД-4-2/[email protected]).

  • В течение какого срока длится проверка?
  • В течение двух месяцев. Для целей исчисления срока проверки не имеет значение, находятся проверяющие на территории налогоплательщика или нет.
  • Срок исчисляется со дня вынесения решения и до последнего месяца срока.

    Рассчитывается срок следующим образом. Сначала определяется общее количество календарных дней, которые включаются в период проверки. Если соответствующего последнего дня в месяце нет, то срок заканчивается в предшествующий день. Если последний день приходится на выходной, то срок заканчивается в ближайший следующий за ним рабочий день. Но проверка может быть продлена и приостановлена.

  • Какие основания для продления срока проверки?
  • Продление срока допускается до шести месяцев, то есть всего, с учетом продления, проверка не может продолжаться больше шести месяцев (письмо Минфина от 11.07.2011 № 03-02-07/1-234).
  • Перечень оснований для продления срока проверки установлен приложением № 6 к приказу ФНС от 07.11.2018 № ММВ-7-2/[email protected]

    Новая редакция данного перечня носит закрытый характер и включает восемь оснований, в частности, проверку крупнейшего налогоплательщика, проверку налогоплательщика, в составе которого имеются обособленные подразделения, наличие препятствий в проведении проверки как со стороны проверяемого лица, так и иных лиц (например, непредставление документов, воспрепятствование доступу, неявка свидетеля и т.п.).

    Одно и то же основание может быть дважды использовано для продления проверки.

    Налогоплательщику должно предъявляться решение о продлении срока проверки (форма приведена в приложении № 6 к письму ФНС от 15.01.2019 № ЕД-4-2/[email protected]).

  • Проверка может быть приостановлена?
  • НК РФ предусматривает процедуру приостановления проверки.
  • Примеры приостановления проверки на срок до шести месяцев следующие:

    1. истребование документов (статья 93.1 НК РФ). Проверка может быть приостановлена столько раз, у скольких разных лиц истребуются документы;
    2. проведение экспертиз (статья 95 НК РФ);
    3. перевод документов на русский язык (статья 97 НК РФ)

    По такому основанию, как получение информации от иностранных государственных органов, проверка приостанавливается на срок до 9 месяцев.

    Налогоплательщику должно предъявляться решение о приостановлении и возобновлении проверки.

  • Какие мероприятия налогового контроля может проводить налоговый орган в период приостановления проверки?
  • Все, за исключением истребования у налогоплательщика документов и тех мероприятий, которые проводятся на территории налогоплательщика.
  • Например, налоговые органы вправе запрашивать пояснения у должностных лиц проверяемого налогоплательщика, вызывая их в налоговый орган (письма Минфина от 05.05.2011 № 03-02-07/1-156, от 18.01.2013 № 03-02-07/1-11).

    Приостановление проведения выездной проверки не изменяет срок исполнения требования о представлении документов, направленного до принятия решения о приостановлении проверки (письмо Минфина от 28.06.2013 № 03-02-07/1/24644, пункт 26 постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57).

  • Когда налоговый орган может провести повторную проверку?
  • Специально запрещены повторные проверки – проверки правильности исчисления и уплаты тех же самых налогов за уже проверенный период. Исключения из этого запрета следующие:
    • в связи с реорганизацией или ликвидацией организации,
    • назначение повторной проверки вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего первоначальную проверку. Таких проверок может быть несколько, учитывая централизованную структуру налоговых органов (инспекция – Управление – ФНС). Согласно позиции контролирующих органов, если организация сменит местонахождение, проверку сможет проводить вышестоящий налоговый орган по отношению к тому налоговому органу, который проводил первоначальную проверку;
    • при представлении налогоплательщиком уточненной декларации, в которой заявлена сумма налога в меньшем размере, чем в первичной. Под данное основание назначения проверки подпадает представление уточненных деклараций, в которых увеличена сумма изначально заявленного убытка (постановление Президиума ВАС от 16.03.2010 № 8163/09). С 4 сентября 2018 года об этом также сказано в новой редакции подпункта 2 пункта 10 статьи 89 НК РФ.

    Обратите внимание, что при представлении уточненной декларации выездной налоговой проверкой как первоначальной, так и повторной, может быть проверен период, за который представлена декларация (пункт 4 статьи 89 НК РФ). То есть это может быть и больший срок, чем три года, предшествующие году принятия решения о проверке.

  • Есть ли специфика проведения повторной проверки, назначенной в связи с представлением уточненной декларации?
  • Проверка может быть назначена только по тому налогу и за тот период, за который представлена уточненная декларация (письмо Минфина от 21.12.2009 № 03-02-07/2-209).
  • По мнению судов, предметом такой повторной проверки могут быть те сведения уточненной декларации, изменение которых повлекло уменьшение суммы ранее исчисленного налога.

    Налоговый орган нарушил процессуальные сроки при налоговой проверке: последствия для сторон налогового спора

    Данные, которые не изменялись, повторно проверены быть не могут (постановление Президиума ВАС от 16.03.2010 № 8163/09).

    С 4 сентября 2018 года указанная позиция суда почти двадцатилетней давности включена в подпункт 2 пункта 10 статьи 89 НК РФ.

    Внесенное изменение потенциально сокращает объем истребуемых документов, предметы доказывания. Но случаи назначения повторных проверок достаточно редки.

    Обращаю внимание, что представление налогоплательщиком уточненной декларации не может изменять обстоятельства, отраженные в судебном решении, вынесенном по результатам обжалования результатов первоначальной проверки.

  • Налогоплательщиком представлена уточненная декларация. В течение какого срока может быть назначена повторная проверка?
  • Решение о проверке в случае представления уточненной декларации может быть принято в течение установленного НК РФ срока хранения документов. По общему правилу, этот срок составляет 4 года и начинает исчисляться после налогового периода, в котором соответствующий документ использовался для подтверждения полученных доходов и произведенных расходов, исчисления и уплаты налога.
  • В судебной практике выработан подход, согласно которому срок назначения проверки не может быть значительным. Таковым, в частности, признан срок назначения повторной выездной налоговой проверки спустя 1 год и 10 месяцев после представления в налоговый орган налоговой декларации. При возникновении спора суд должен оценить обоснованность доводов налогового органа о сроке назначения проверки в подобных обстоятельствах (определение Верховного суда от 16.03.2018 № 305-КГ17-19973).

    Если налоговый орган не приведет доказательств разумности срока назначения выездной проверки, то решение о проверке будет отменено. К такому выводу пришел Арбитражный суд Северо-Западного округа, рассматривая дело, в котором проверка была назначена спустя 2 года и 11 месяцев после представления в налоговый орган уточненной налоговой декларации (постановление от 20.08.2018 № Ф07-8502/2018).

  • Кто в ходе повторной проверки проверяется: налоговый орган или налогоплательщик?
  • Налогоплательщик. Но когда основанием проверки является решение вышестоящего налогового органа, то в акте повторной проверки, в решении по ее результатам должны быть указаны обстоятельства проверки деятельности налогового органа, проводившего проверку, анализ итогов первоначальной проверки, указаны нарушения, допущенные при первоначальной проверке (определение Верховного Суда от 16.09.2014 № 301-КГ14-1038, постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16.03.2015 № Ф08-10889/2014).
  • Есть примеры, когда повторная проверка признавалась недействительной, если она была осуществлена с целью доначисления налогов только по кругу тех обстоятельств и правонарушений, которые были выявлены в результате первоначальной проверки (постановление Президиума ВАС от 03.04.2012 № 15129/11). Названный судебный акт выступил установкой для вышестоящих налоговых органов устранять допущенные нижестоящим налоговым органом процедурные нарушения при рассмотрении апелляционной жалобы, а не назначать повторную проверку.

    За исключением такого основания назначения повторной проверки, как представление уточненной декларации, при назначении повторных проверок сохраняется ограничение на период, который может быть охвачен проверкой: три года, предшествующие году принятия решения о ее проведении. Иными словами, чем позже назначается повторная проверка, тем меньший период ею может быть охвачен.

    Повторная проверка может проводиться должностными лицами, являющимися сотрудниками любого налогового органа, в том числе того, который проводил первоначальную проверку.

    Каких-либо отличий в объеме проводимых в отношении налогоплательщика мероприятий между первоначальной и повторной проверкой нет.

  • Может ли налогоплательщик быть привлечен к ответственности по итогам повторной проверки?
  • Применение налоговых санкций в ходе повторных проверок фактически исключено, так как предварительно должен быть в судебном порядке доказан сговор налогоплательщика и должностных лиц налогового органа, который не позволил выявить правонарушения в ходе первоначальной проверки (пункт 10 статьи 89 НК РФ).
  • Исключение – это повторная проверка в связи с реорганизацией или ликвидацией (пункт 11 статьи 89 НК РФ). В этом случае привлечение организации к ответственности не ставится в зависимость от факта установления сговора налогоплательщика и налогового органа при первоначальной проверке.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *