Ходатайство судебным приставам

Почему приставы плохо работают?

Многие начинающие юристы и экономисты, не имея опыта работы, начинают свой карьерный путь со службы судебных приставов. Большинство из таких специалистов просто не выдерживают той максимальной нагрузки и большой степени ответственности, которая ложиться им на плечи с присвоением должности «судебный пристав-исполнитель». Поэтому многие молодые специалисты просто увольняются со службы, не продержавшись на ней и полгода.

Зачастую люди ругают чиновников за их безответственность, неисполнительность и ленивость, не осознавая в полной мере всех тягот государственной службы. А ведь, если задуматься, то обычный среднестатистический судебный пристав вовсе не виноват, что государство не может обеспечить надлежащим образом все необходимые условия для его качественной работы. Так, если опросить множество покидающих свой пост судебных приставов, то они ответят, что основными причинами увольнения с работы для них являются:

  1. Недофинансирование деятельности.
    • маленькая зарплата;
    • отсутствие бумаги в отделах (которую на практике каждому приставу приходиться покупать за свой счет не меньше 10 пачек в год);
    • приобретение канцтоваров и заправка картриджей в принтерах за счет сотрудников;
    • нехватка транспорта и бензина для исполнения должностных обязанностей (например, в Волгоградской области для отдела, состоящего из 30 человек выделяется только одна машина, на 60 человек – две, и так далее. А бензин выделяется в недостаточных количествах);
  2. Огромная загруженность.
    На одного судебного пристава-исполнителя может приходиться одновременно от 500 до 5000 исполнительных производств, поэтому организовать работу так, чтобы идеально исполнить каждое из них практически невозможно. С каждым годом выносится все больше и больше судебных актов и иных документов, которые подлежат исполнению, отчего нагрузка на приставов постоянно растет;
  3. Ненормированный рабочий день.
    Во многих отделах принято так, что пока сотрудники не сделают все заданные руководством дела с работы они не уходят, а особенно загруженные работники даже остаются на работе «с ночевкой»;
  4. Бюрократические преграды.
    Постоянные проверки, так называемая «палочная система работы». Например, каждому приставу необходимо взыскать определенное количество исполнительского сбора и штрафов в пользу государства, ежемесячно окончить определенное количество исполнительных производств. Всё это затрудняет работу по основному направлению деятельности — исполнению судебных решений;
  5. Негативное отношение со стороны взыскателей и должников.
    Как правило, каждый второй взыскатель считает необходимым высказать судебному приставу всю свою неудовлетворенность от его работой, что неизбежно утомляет и расстраивает многих новичков, неготовых к такому давлению.

Все это и является причиной текучки кадров в службе судебных приставов. Часто бывает так, что за год работы над одним исполнительным производством меняется 3-4 судебного пристава. Это нередко вызывает удивление взыскателей, хотя по-сути удивляться тут нечему.
Между тем работа на государственной гражданской службе это выбор каждого отдельного судебного пристава. И, несомненно, что выбравший этот путь обязан уметь преодолевать все трудности, связанные с этим выбором. Справедливо отметить, что существует немало судебных приставов бескорыстно любящих свою работу и ответственно выполняющих ее.

Что делать, когда судебный пристав не выполняет свою работу? Инструкция к действию.

Если вам как взыскателю не повезло с судебным приставом по исполнительному производству, то можно предпринять несколько вариантов действий:

  1. Заявить ходатайство об отводе судебного пристава. Если прошло большое количество времени, а деньги не взысканы, Если ваши звонки и приходы на личный прием никак не влияют на работу судебного пристава, то имеет смысл попробовать сменить его на другого. Возможно вам даже стоит обратиться по этому вопросу к начальнику отдела, чтобы лично попросить его о том, чтобы над вашим производством работал более опытный и исполнительный судебный пристав. Если вы убедите начальника отдела (либо отразите причины отвода в ходатайстве) в том, что вы крайне недовольны работой конкретного пристава и не видите иного выхода, кроме того, чтобы сменить его, или писать жалобы на его бездействия, то скорее всего ваша просьба будет удовлетворена. А если производство попадет к действительно хорошему и опытному судебному приставу, то шансы взыскать задолженность увеличиваются в разы.
  2. Обратиться к начальнику отдела – старшему судебному приставу в устной форме с жалобой на то, что пристав бездействует. Для этого нужно предварительно записаться на прием к начальнику отдела. А затем на приеме изложить конкретные доводы о том, что действия пристава безрезультатны, например, что он до сих пор не арестовал у должника имущество или вообще не ходил домой к должнику. Начальники отдела чаще всего лояльно и уважительно относятся к интересам обратившихся к ним лично взыскателей. Обычно давление начальника отлично стимулирует активность судебного пристава.
  3. Обжаловать бездействие судебного пристава в порядке подчиненности. Срок рассмотрения такой жалобы — 10 дней. Сначала можно подать жалобу непосредственно начальнику отдела. Для начальника отдела каждая такая жалоба означает ухудшение показателей работы отдела с позиции вышестоящего руководства. Поэтому, если ваша жалоба окажется обоснованной, то бездействующему судебному приставу обязательно достанется по шапке от его начальника. Если после этого ничего не измениться, то затем аналогичную жалобу можно подать в Управление ФССП России по вашему региону. Тогда сотрудники управления уже с начальника будут спрашивать, почему не произведены конкретные действия и в итоге приставу придется полностью отработать исполнительное производство.
    Обычно результатом жалобы для пристава выступают обычные недовольства начальства, редко – дисциплинарная ответственность в виде лишения премий.
  4. Обжаловать бездействие судебного пристава в прокуратуру или суд. Если жалобы в порядке подчиненности не действуют, то смело пишите в прокуратуру или суд. Это для судебного пристава будет гораздо страшнее любого вышестоящего начальника. Ведь такие жалобы могут повлечь за собой как дисциплинарные взыскания, так и материальную ответственность, в том числе компенсация морального вреда в суде. Поэтому он и его начальник постараются полностью снять с себя вину за бездействие и полностью отработать исполнительное производство.

    Жалоба в суд. Срок рассмотрения в суде – 10 дней. Жалоба в суд должна быть оформлена как административное исковое заявление о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц ФССП России. Удовлетворение жалобы для пристава может повлечь за собой дисциплинарные взыскания, выплату компенсации морального вреда в суде;
    Жалоба на бездействие пристава в прокуратуру. Такая жалоба может быть написана в свободной форме. Срок рассмотрения в прокуратуре – 15-30 дней. Прокуратура в случае обоснованности жалобы вынесет приставу предписание об устранении нарушений, протест или постановление о признании его бездействия незаконным. Это для пристава может повлечь за собой дисциплинарные взыскания.

Обращаем также внимание взыскателей на то, что лучшая подготовка перед написанием жалобы это ознакомление с материалами исполнительного производства. Предварительно изучив материалы исполнительного производства, вы сможете убедиться какие конкретно действия судебный пристав совершил, либо не совершил для исполнения судебного решения. Эти знания необходимы для составления результативной жалобы.

1. Заявления, ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве (далее — заявления, ходатайства), могут быть поданы на любой стадии исполнительного производства.

2. Заявления, ходатайства рассматриваются должностными лицами службы судебных приставов в соответствии с их полномочиями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

3. Заявление, ходатайство передаются должностным лицам службы судебных приставов в трехдневный срок со дня поступления в подразделение судебных приставов.

4. В случаях, если должностное лицо службы судебных приставов, получившее заявление, ходатайство, не правомочно их рассматривать, указанное должностное лицо обязано в трехдневный срок направить заявление, ходатайство должностному лицу службы судебных приставов, правомочному их рассматривать, уведомив об этом в письменной форме лицо, подавшее заявление, ходатайство.

Как заставить судебных приставов работать

Далее пристав обязан уведомить должника, о том, что в отношении него возбуждено исполнительное производство и дать ему на основании пункта 12 статьи 30 «Закона об исполнительном производстве» 5 дней на добровольное исполнение требований исполнительного листа. То есть у должника есть ровно 5 дней с момента возбуждения исполнительного производства на то, что бы выплатить долг.

Если по истечении 5 дней должник в добровольном порядке не выполняет требований исполнительного листа, то пристав начинает проводить мероприятия, по взысканию с должника суммы долга, а фактически к понуждению должника к выполнению решения суда.

На основании пункта 1 статьи 36 «Закона об исполнительном производстве», у пристава есть ровно 2 месяца на исполнение требований содержащихся в исполнительном документе (листе), то есть после того как пристав возбудил исполнительное производство, ему дается ровно 2 месяца, что бы он взыскал с должника долг, это срок по закону. Но бывает, что даже при реальной возможности взыскать с должника долг, пристав бездействует, довольно часто такое происходит когда должник юридическое лицо, казалось бы есть все, имущество, счета в банках, взыскивай не хочу, но пристав просто не хочет этого делать.

Вот мы выяснили, что по закону пристав должен взыскать для вас деньги в течении 2 месяцев со дня возбуждения исполнительного производства, как же вам действовать в случае, если прошло 2 месяца, но требования исполнительного листа не выполнены, особенно если есть реальная возможность взыскать с должника деньги или имущество.

Если срок 2 месяца уже практически истек, но денег с должника пристав так и не взыскал, не смотря на ваши постоянные просьбы и обращения, то у вас есть полное право на основании статьи 123 «Закона об исполнительном производстве», подать жалобу на бездействие судебного пристава, данная жалоба подается в порядке подчиненности, то есть жалуемся на судебного пристава занимающегося вашим исполнительным производством, на имя старшего судебного пристава в подчинении которого находится судебный пристав на которого вы пишете жалобу.

Срок подачи жалобы на основании статьи 122 «Закона об исполнительном производстве», составляет 10 дней с момента установления факта его бездействия. Факт бездействия мы будем выявлять следующим образом, мы не будем сразу же направлять жалобу на имя старшего судебного пристава, мы направим обращение, в котором потребуем у пристава исполнить требование содержащиеся в исполнительном документе, при этом лучше сослаться на пункт 1 статьи 36 «Закона об исполнительном производстве», показав тем самым, что срок на исполнение требований суда истекает, но никаких действий не смотря на ваше просьбы не было выполнено. Потребуйте пристава исполнить требования содержащиеся в исполнительном документе, так же отметьте, что день подачи данной претензии, считается началом установления факта бездействия судебного пристава, на основании статьи 122 «Закона об исполнительном производстве», ведь после вручения данного обращение приставы должны выполнить ваши требования, а у вас есть дата с которой можно начать отсчет в 10 дней, которые нужны для фиксации факта бездействия судебного пристава.

Такое обращение пишется в 2 экземплярах и подается в канцелярию ФССП, обратите внимание, что на вашем экземпляре принимающее лицо должно поставить дату принятия и отметку о принятии вашего обращения.

Прошло 10 дней с момента подачи обращения, но приставы бездействуют, на основании статьи 122 «Закона об исполнительном производстве» у вас подошел срок подачи жалобы и на основании статьи 123 » Закона об исполнительном производстве » вы имеете полное право подать жалобу в порядке подчиненности на имя старшего судебного пристава. Такая жалоба подается так же в 2 экземплярах, на вашем экземпляре так же ставится дата и отметка о принятии.

Если на жалобу нет ответа, то у вас есть второй вариант, на основании пункта 1 статьи 128 «Закона об исполнительном производстве» вы имеете право обжаловать бездействие пристава в судебном порядке, это более действенный способ, так как решение суда пристав не может не выполнить.

Для того, что бы обжаловать действия судебного пристава в суде, вам необходимо составить административное исковое заявление и подать его в районный суд, по месту нахождения ФССП в котором работает судебный пристав занимающийся вашим делом (взысканием долга).

Подать исковое заявление можно в течении 10 дней, с момента когда вам стало известно о бездействии судебного пристава, а точнее по истечении 10 дней с момента подачи вашего требования, в котором вы требовали судебного пристава прекратить бездействия и взыскать долг по исполнительному листу.

Административное заявление суд рассмотрит в течении 10 дней с момента его подачи, о времени рассмотрения дела, суд извещает стороны в письменном виде. Если суд примет решение в пользу истца, то пристав будет обязан выполнить требования суда, то есть прекратить бездействие и взыскать долг.

Конечно не во всех ситуациях все в руках пристава, бывает, что должник физическое лицо, с которого по сути взять вообще нечего и тогда, сколько бы вы жалоб не писали и сколько бы не подавали в суд, пристав просто ничего не может поделать, так как с должника брать то нечего.

А если у вас ситуация когда у должника есть имущество и деньги, но приставы просто бездействуют, или к примеру должник юридическое лицо у которого есть счета в банках, имущество, но приставы все равно бездействуют, то в таком случае жалоба решит ваше проблему.

Нередко помогает подача жалобы в прокуратуру, ее так же можно подать в письменном виде в двух экземплярах, или подать такую жалобу через сайт прокуратуры, в данный момент это наиболее удобный способ, который сэкономит вам кучу времени.

Есть еще одна практика, некоторые подают письменную жалобу через сайт в администрацию президента РФ, объясняют ситуацию, ссылаются на законы, слышал, что таким способом удается решить проблемы с судебными приставами, данный способ вы можете попробовать лично, возможно он сработает.

Вот я вам и рассказал, каким образом вы можете воздействовать на судебных приставов которые не желают работать, у вас есть несколько отличных способов, так что все в ваших руках.

Надеюсь, что статья была полезна для вас и помогла вам, а если у вас остались вопросы, то задайте их на сайте.

Знайте ваши права. Желаю вам удачи!

Но, несмотря на существование этой проблемы, которая уже стала бичом для миллионов людей нашей страны, имея в запасе определенный багаж знаний по этому вопросу, можно достаточно легко и умело их использовать. Мы уверены, что результат при этом не заставит себя ждать.

Права взыскателя

Итак, давайте разберемся, на что имеет право Взыскатель и что, самое главное, он с этими правами может делать.

Право на подачу исполнительного документа

Исполнительный документ – это документ, обязывающий Должника совершить определенные действия (или не совершать такие действия) в пользу Взыскателя. Например, вернуть денежные средства, освободить жилую площадь, снести незаконно построенное здание.

На основании исполнительного документа судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство, которое заключается в применении Службой судебных приставов мер к Должнику для исполнения им требований, указанных в исполнительном листе.

Закон об исполнительном производстве, регулирующий деятельность приставов, предусматривает достаточно широкий перечень наименований исполнительных документов. Но чаще всего на практике мы конечно сталкиваемся с таким видом исполнительного документа как исполнительный лист; чтобы не вводить читателя в заблуждение, в дальнейшем по тексту будем ссылаться именно на этот документ.

Итак, имея на руках исполнительный лист, Вы можете обратиться в Службу судебных приставов-исполнителей. Обращение к приставам – это не самый лучший и быстрый способ для исполнения решения суда. Взыскатель зачастую самостоятельно может обратиться с исполнительным листом в банк, в котором у Должника имеются открытые счета или на работу Должника, в случае взыскания периодических платежей (например, алиментов). Но в связи с тем, что иногда других выходов нет, и должник отказывается в добровольном порядке исполнить решение суда, обращаться стоит.

Основанием для возбуждения исполнительного производства приставами является исполнительный лист и заявление, подписанное взыскателем или уполномоченным им лицом (то есть лицом, которому Взыскателем выдана доверенность на право подписания заявления или, например, уполномоченным лицом может быть родитель несовершеннолетнего или лишенного дееспособности лица).

Заявление и приложенные к нему документы подаются в Службу судебных приставов-исполнителей по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения. Вышеуказанное означает, что возможно подавать исполнительный лист в Службу судебных приставов по месту жительства Должника или месту нахождения имущества.

Требований к написанию Заявления закон, кроме подписи Взыскателя или уполномоченного им лица, не предъявляет. Но необходимо понимать, что Заявление – это первый документ (наряду с исполнительным листом), который увидит пристав-исполнитель. В зависимости от того, что в Заявлении будет указано (или не указано), возможны различные варианты дальнейшего поведения пристава. Наличие дополнительной информации, которой вы владеете, может достаточно серьезно ускорить процесс проведения исполнительного производства.

Требования к написанию заявления

Поэтому настоятельно рекомендуем при подаче Заявления указать в нем следующие сведения:

  • контактные данные Взыскателя (адрес, по которому Вы фактически проживаете, контактный телефон, адрес электронной почты);
  • контактные данные Должника, а также всю иную информацию, имеющуюся у Вас в отношении Должника (место работы, наличие имущества, сведения о банках, в которых у Должника имеются счета, наличие несовершеннолетних детей, супруга и тд.);
  • требование о возбуждении исполнительного производства;
  • требование о наложении ареста в качестве обеспечительной меры (то есть меры, позволяющей Взыскателю в случае неоплаты денежного обязательства Должником и продажи арестованного имущества, получить присужденные денежные суммы). Арест имущества Должника не позволяет последнему его продать или каким-либо иным способом его отчуждать до момента снятия ареста. Арест снимается, как правило, после оплаты долга Должником;
  • требование об иных ограничительных мерах (например, запрет на выезд за пределы РФ на время исполнительного производства);
  • список документов, приложенных к Заявлению.

Не забудьте сделать копию исполнительно листа для себя, так как в Службу судебных приставов-исполнителей передается оригинал.

Служба судебных приставов-исполнителей назначает пристава, который будет вести дело и передает ему документы, приложенные к заявлению в течение трех дней с момента их поступления. Исполнительное производство возбуждается приставом в течение трех дней с момента передачи ему документов. Подтверждением возбуждения исполнительного производства является соответствующее постановление пристава.

Право на получение содействия от пристава

Служба судебных приставов-исполнителей создана в целях содействия Взыскателю в исполнении требований, указанных в исполнительном документе.

Пристав уполномочен и имеет право делать запросы в различные органы и организации.

Исходя из этого, могут быть полезными следующие действия пристава:

  • запрос информации у банков и иных кредитных организаций о наличии в них открытых и действующих счетов Должника (речь идет о наличии вкладов, счетов держателя банковской карты и прочее);
  • запрос информации в соответствующих органах кадастрового учета, БТИ, Росреестра, в местной администрации о наличии прав на земельные участки, недвижимое имущество (квартира, дача, дом);
  • запрос информации в территориальном органе миграционной службы по месту рождения Должника сведений о его регистрации;
  • запрос информации в органы ГИБДД о наличии у Должника в собственности машины. Информация о наличии штрафов, о совершенных административных правонарушениях может дать ценную информацию о месте жительства Должника, если место его жительства не известно.

Определить место жительства нам так же может помочь информация, запрошенная приставом с поликлиник, где, возможно, проходил лечение Должник;

  • запрос информации в налоговых органах о наличии счетов в банках и иных кредитных организациях (для выяснения места работы и определения зарплатного счета); об участии Должника в качестве генерального директора (директора) или учредителя в каком-либо юридическом лице или о наличии статуса Индивидуального предпринимателя;
  • запрос информации в территориальном управлении Пенсионного фонда о выходе Должника на пенсию, о его работодателе.

При отсутствии официального трудоустройства Должника сведения с центра занятости населения помогут выяснить, состоит ли в таком случае Должник на учете и получает ли он соответствующие выплаты

  • запрос информации в органах ЗАГСа о наличии брачных отношений для определения совместно нажитого имущества супругов. Эта информация будет полезна при обращении взыскания (продажи) имущества, приобретенного супругами во время брака.

    Как заставить судебного пристава работать? Инструкция к действию

    Такое имущество принадлежит им обоим, даже, если оно зарегистрировано исключительно на второго супруга.

  • запрос у операторов сотовой связи информации о наличии телефонных номеров, зарегистрированных на Должника с целью взыскания с их счетов денежных средств.
  • запрос информации у нотариусов по месту регистрации должника в целях определения имущества Должника переданного ему по наследству;
  • если место нахождения должника не известно, пристав имеет полномочия объявить его в розыск;
  • если не известно место нахождения имущества Должника, то такой розыск может быть осуществлен в отношении имущества;
  • пристав имеет право осуществить принудительный привод Должника, если тот уклоняется от явки по письменному требованию пристава;
  • установить наличие задолженности третьих лиц перед Должником. Обратить взыскание на такую задолженность;
  • пристав может входить в жилые и нежилые помещения, принадлежащие Должнику без его разрешения;
  • накладывать арест на имущество, передавать имущество на хранение и реализовывать его путем продажи;
  • устанавливать временные ограничения на выезд должника за пределы РФ;
  • устанавливать ограничения на пользование Должником специальным правом управления транспортным средством.

Также необходимо сказать, что пристав имеет право совершать и иные действия, направленные на исполнение Должником своих обязательств.

Нередки в последнее время случаи, когда приставы, подойдя к проблеме с фантазией, принуждали Должника возвратить долг, без использования вышеуказанных мер: знакомясь с Должником в сети интернет или выступая в качестве покупателей.

Но необходимо понимать, что от Взыскателя тоже может зависеть многое: подойдя к проблеме с пониманием ее сути и знаниями как действовать дальше, Взыскатель при тесной работе с приставом может достаточно весомо уменьшить время, затраченное с момента начала процедуры исполнительного производства до исполнения своих обязательств Должником.

Право обжалования действий или бездействий пристава

Одним из принципов исполнительного производства является соотносимость объемов требований и мер принудительного исполнения. К сожалению, найти эту грань в связи с отсутствием законодательного закрепления понятия соотносимости, конкретных количественных показателей, не представляется возможным. Приставы на практике очень часто открыто прикрываются принципом соотносимости и отказывают использовать те или иные меры принудительного исполнения.

Таким образом, должник продолжает ездить на машине, жить в квартире в центре Москвы, иметь загородом дачный домик, а исполнительный лист так и остается на руках у пристава, а Взыскатель с дыркой в кармане.

Если все же, несмотря на все усилия, пристав не исполняет надлежащим образом свои обязанности, и ваши походы в приемные часы на прием к приставу не дают результатов, то хорошим инструментом может выступать обжалование действий (бездействий) пристава.

Для начала мы бы рекомендовали подать жалобу на пристава его руководителю, то есть старшему судебному приставу-исполнителю.

Иногда этого достаточно.

Жаловаться на старшего пристава можно в вышестоящее структурное подразделение приставов. Совместно с жалобой на старшего пристава, рекомендуем подать соответствующее заявление в органы прокуратуры. Такая процедура позволяет добиться личного внимания старшего пристава. Не поверите, но старший пристав порой начинает лично звонить Взыскателям и рассказывать о ходе проведения исполнительного производства.

Если, несмотря на все старания, вышеуказанные способы все же не помогли, мы рекомендуем обращаться в Суд. Не желая проиграть дело, приставы свою работу все же выполняют. Ну а это как раз и является главной целью Взыскателя.

В конце нашего краткого курса хотелось бы сказать следующее. Наличие на руках решения Суда никому не гарантирует его исполнение. Порой исполнительное производство затрачивает больше наших усилий и нервов, чем сам судебный процесс.

Иногда проще доверить этап исполнительного производства профессионалам. Ведь закон об исполнительном производстве дает нам эффективный инструмент для принуждения Должника исполнить свои обязательства. И знание этого закона может достаточно серьезно облегчить путь, по которому необходимо пройти Взыскателю.

Но главным принципом в поведении Взыскателя на этапе исполнительного производства должно быть понимание того, что в любой ситуации необходимо оставаться прежде всего человеком.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 49-ФЗ глава 7 дополнена статьей 64.1, вступающей в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Статья 64.1. Рассмотрение заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 64.1 настоящего Федерального закона

См.

Как общаться с судебными приставами после суда? Каковы обязанности судебного пристава?

Методические рекомендации по определению порядка рассмотрения заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве, утвержденные ФССП России от 11 апреля 2014 г. N 15-9

1. Заявления, ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве (далее — заявления, ходатайства), могут быть поданы на любой стадии исполнительного производства.

2. Заявления, ходатайства рассматриваются должностными лицами службы судебных приставов в соответствии с их полномочиями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

3. Заявление, ходатайство передаются должностным лицам службы судебных приставов в трехдневный срок со дня поступления в подразделение судебных приставов.

4. В случаях, если должностное лицо службы судебных приставов, получившее заявление, ходатайство, не правомочно их рассматривать, указанное должностное лицо обязано в трехдневный срок направить заявление, ходатайство должностному лицу службы судебных приставов, правомочному их рассматривать, уведомив об этом в письменной форме лицо, подавшее заявление, ходатайство.

5. Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должностное лицо службы судебных приставов рассматривает заявление, ходатайство в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, ходатайства и по результатам рассмотрения выносит постановление об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства.

6. В случае удовлетворения заявления, ходатайства должностное лицо службы судебных приставов в постановлении указывает, какие исполнительные действия совершены (подлежат совершению) и (или) какие меры принудительного исполнения применены (подлежат применению), если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

7. Копия постановления об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется заявителю, должнику, взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

Сроки рассмотрения обращений граждан судебным приставом-исполнителем

Часть 1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» закрепляет, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации.

Данная норма распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрены специальные сроки рассмотрения обращений граждан.

Так, ст. 64.1 Федерального закона № 229 закрепляет десятидневный срок рассмотрения заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве.

Однако не каждое обращение, направленное в службу судебных приставов, рассматривается в порядке ст. 64.1 Федерального закона № 229.

Методическими рекомендациями по определению порядка рассмотрения заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве, утвержденными ФССП России 11.04.2014 № 15-9 определено, что в порядке ст. 64.1 Федерального закона № 229 подлежат рассмотрению лишь те заявления (ходатайства), по результатам рассмотрения которых должностным лицом службы судебных приставов принимается соответствующее процессуальное решение. Пункты 1.4 и 1.5 указанных рекомендаций содержат ряд вопросов, по которым может быть заявлено ходатайство, подлежащее рассмотрению в порядке ст. 64.1 Федерального закона № 229, к таковым, например, относится заявление об отмене постановления об окончании исполнительного производства в соответствии с ч. 9 ст. 47 Федерльного закона № 229.

Статья 126 Федерального закона №229 содержит еще один специальный срок рассмотрения обращения граждан.

В соответствии с положениями указанной статьи, жалоба, поданная в порядке подчиненности, должна быть рассмотрена должностным лицом службы судебных приставов, правомочным рассматривать указанную жалобу, в течение десяти дней со дня ее поступления.

Однако, чтобы признать обращение гражданина жалобой, поданной в порядке подчинённости, должны быть соблюдены порядок и сроки подачи указанного обращения, а также требования к форме и содержанию жалобы, закрепленные главой 18 Федерального закона №229.

Таким образом, обращение в службу судебных приставов в зависимости от характера поставленных в обращении вопросов может быть рассмотрено в разные сроки.

В случае, если речь идет о жалобе, . поданной в порядке ст. 64.1 Федерального закона №229 или жалобе, поданной в порядке подчиненности, то на них распространяются специальные правила, установленные федеральным законом, такие обращения должны быть рассмотрены должным лицом службы судебных приставов в десятидневный срок.

Остальные обращения, поступившие в службу судебных приставов, рассматриваются по общему правилу в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в тридцатидневный срок.

Разъясняет прокуратура Железнодорожного района

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ

11 апреля 2014 г. N 15-9

Директор Федеральной службы

судебных приставов — главный

11 апреля 2014 г.

ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОРЯДКА РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВЛЕНИЙ, ХОДАТАЙСТВ

ЛИЦ, УЧАСТВУЮЩИХ В ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

I. Общие положения

1.1. Федеральным законом от 05.04.2013 N 49-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившим в силу 09.05.2013, Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон) дополнен ст. 64.1 «Рассмотрение заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве».

1.2. Согласно ч. 1 ст. 64.1 Закона заявления, ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве (далее — заявления (ходатайства), могут быть поданы на любой стадии исполнительного производства.

1.3. В порядке ст. 64.1 Закона подлежат рассмотрению заявления (ходатайства), по результатам рассмотрения которых должностным лицом службы судебных приставов принимается соответствующее процессуальное решение, за исключением случаев, когда Законом установлен особый порядок рассмотрения заявлений, в частности:

об отложении исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения в соответствии с ч. 3.1 ст. 38 Закона;

о приостановлении исполнительного производства судебным приставом-исполнителем в соответствии с ч. 4 ст. 45 Закона;

об объявлении в розыск должника, его имущества, ребенка в соответствии со ст. 65 Закона;

о наложении ареста на имущество должника в соответствии со ст. 80 Закона;

жалоб на постановления, действия (бездействие) должностных лиц ФССП России, поданных в порядке подчиненности в соответствии с главой 18 Закона;

об отводе в исполнительном производстве в соответствии с ч. 3 ст. 63 Закона;

в иных случаях, предусмотренных Законом.

1.4. Должностным лицом службы судебных приставов (старшим судебным приставом, его заместителем, судебным приставом-исполнителем) в соответствии со ст. 64,1 Закона рассматриваются заявления (ходатайства) по вопросам:

совершения исполнительных действий, предусмотренных ст. 64 Закона (в том числе об установлении временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации, проведении проверки правильности и своевременности перечисления денежных средств, о распределении взысканных денежных средств и перечислении их взыскателям и иные исполнительные действия);

применения мер принудительного исполнения в соответствии со ст. 68 Закона (в том числе об обращении взыскания на имущество должника, об обращении в регистрирующий орган для регистрации перехода права на имущество);

об исправлении допущенных им в постановлении описок или явных арифметических ошибок (ч. 3 ст. 14 Закона);

о зачете встречных однородных требований в соответствии со ст. 88.1 Закона;

об отмене постановления об окончании исполнительного производства в соответствии с ч. 9 ст. 47 Закона;

о ведении исполнительного производства группой принудительного исполнения в соответствии со ст. 34.1 Закона;

по иным вопросам, относящимся к компетенции указанных должностных лиц.

1.5. Главным судебным приставом Российской Федерации (главным судебным приставом субъекта Российской Федерации), заместителями главного судебного пристава Российской Федерации (заместителями главного судебного пристава субъекта Российской Федерации) в соответствии со ст. 64.1 Закона рассматриваются заявления (ходатайства) по вопросам:

передачи исполнительного производства из одного территориального органа ФССП России (структурного подразделения территориального органа ФССП России), Управления по исполнению особо важных исполнительных производств в другой в порядке ч. 9 ст. 33 Закона;

определения места ведения сводного исполнительного производства согласно ч. 2, 3 ст. 34 Закона;

исправления допущенных в постановлении описок или явных арифметических ошибок (ч. 3 ст. 14 Закона);

по иным вопросам, относящимся к компетенции указанных должностных лиц.

II. Сроки регистрации, рассмотрения заявлений (ходатайств)

и передачи (направления) должностному лицу, правомочному

2.1. Заявления (ходатайства) лиц, участвующих в исполнительном производстве, не позднее дня, следующего за днем поступления в подразделение судебных приставов, регистрируются в системе электронного документооборота с добавлением к регистрационному номеру литеры «X».

Не подлежат регистрации в качестве заявлений (ходатайств), в том числе содержащие ссылку на ст. 64.1 Закона:

заявления о возбуждении исполнительного производства, содержащие ходатайства в соответствии с ч. 2 ст. 30 Закона;

обращения лиц, участвующих в исполнительном производстве, с требованиями сообщить о ходе исполнительного производства.

Также не подлежат регистрации в качестве заявлений (ходатайств) обращения, в которых отсутствуют конкретные требования о совершении исполнительных действий или применении мер принудительного исполнения.

Данные обращения и содержащиеся в них ходатайства рассматриваются в порядке и сроки, установленные Законом.

В случае, если одно заявление (ходатайство) содержит требования о принятии мер по нескольким исполнительным производствам, то оно регистрируется как одно ходатайство, с последующим принятием процессуальных решений по каждому исполнительному производству отдельно.

2.2. В соответствии со ст. 64.1 Закона заявление (ходатайство) передается для рассмотрения должностному лицу службы судебных приставов в трехдневный срок со дня поступления данного заявления (ходатайства) в подразделение судебных приставов.

2.3. Если должностное лицо, получившее заявление (ходатайство), не правомочно его рассматривать, указанное должностное лицо обязано в трехдневный срок направить заявление (ходатайство) должностному лицу службы судебных приставов, правомочному его рассматривать. При этом о передаче на рассмотрение заявления (ходатайства) иному должностному лицу ФССП России уведомляется лицо, подавшее заявление (ходатайство).

При поступлении в ФССП России заявлений (ходатайств), процессуальные решения по которым должны быть приняты главным судебным приставом субъекта Российской Федерации (его заместителем), такие заявления (ходатайства) перенаправляются должностным лицам, правомочным их рассматривать, в трехдневный срок с уведомлением об этом в письменной форме лица, подавшего заявление (ходатайство).

В случае поступления в ФССП России заявлений (ходатайств), процессуальные решения по которым должны быть приняты старшим судебным приставом или судебным приставом-исполнителем, такие заявления (ходатайства) перенаправляются в аппарат управления территориального органа ФССП России, Управление по исполнению особо важных исполнительных производств в течение трех дней для передачи правомочному его рассматривать должностному лицу с соответствующим уведомлением заявителя.

При поступлении в аппарат управления территориального органа ФССП России заявлений (ходатайств), процессуальные решения по которым должны быть приняты старшим судебным приставом (его заместителем) либо судебным приставом-исполнителем, такие заявления (ходатайства) перенаправляются должностным лицам, правомочным их рассматривать, в трехдневный срок с уведомлением об этом в письменной форме лица, подавшего заявление (ходатайство).

2.4. Должностное лицо службы судебных приставов в соответствии с ч. 5 ст. 64.1 Закона рассматривает заявление (ходатайство) в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления (ходатайства).

2.5. При исчислении сроков, предусмотренных ст. 64.1 Закона, необходимо руководствоваться ч. 2 ст. 15 Закона, в указанные сроки не включаются нерабочие дни.

III. Решения, принимаемые должностными лицами службы

судебных приставов по результатам рассмотрения

3.1. По результатам рассмотрения заявления (ходатайства) должностным лицом службы судебных приставов принимаются следующие процессуальные решения:

об удовлетворении полностью или частично заявления (ходатайства), о чем выносится постановление (приложение N 1);

об отказе в удовлетворении заявления (ходатайства), о чем выносится постановление (приложение N 2);

об отказе в рассмотрении заявления (ходатайства) по существу (приложение N 3).

В случае удовлетворения заявления (ходатайства) принятое должностным лицом службы судебных приставов процессуальное решение оформляется соответствующим постановлением, которое выносится в пределах срока, установленного для рассмотрения ходатайства, либо одновременно с постановлением об удовлетворении полностью или частично заявления (ходатайства).

При этом допускается оформление указанных выше постановлений одним процессуальным документом.

В случае невозможности совершить исполнительные действия либо принять меры принудительного исполнения в течение срока, установленного для рассмотрения заявления (ходатайства), в постановлении об удовлетворении полностью или частично заявления (ходатайства) указываются исполнительные действия, которые подлежат совершению, и (или) меры принудительного исполнения, которые подлежат применению в рамках исполнительного производства по результатам рассмотрения заявления (ходатайства).

3.2. При частичном удовлетворении заявления (ходатайства) должностное лицо в постановлении указывает, в какой части заявление (ходатайство) подлежит удовлетворению, а также основания отказа в удовлетворении иных требований.

3.3. Решение об отказе в рассмотрении заявления (ходатайства) по существу может быть принято в случае отсутствия в заявлении (ходатайстве) подписи лица, участвующего в исполнительном производстве, отсутствия документов, подтверждающих полномочия лица, на участие в исполнительном производстве.

3.4. В соответствии с ч. 7 ст. 64.1 Закона копия постановления должностного лица службы судебных приставов не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется заявителю, должнику, взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

IV. Особенности рассмотрения заявлений (ходатайств),

содержащихся в обращениях

4.1. При поступлении на рассмотрение в ФССП России, территориальные органы ФССП России, структурные подразделения территориального органа ФССП России, Управление по исполнению особо важных исполнительных производств обращений, направленных в рамках Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и содержащих в том числе заявления (ходатайства) в порядке ст. 64.1 Закона, должностные лица службы судебных приставов:

рассматривают заявления (ходатайства) в порядке и сроки, установленные ст. 64.1 Закона, с вынесением соответствующих постановлений;

рассматривают иные доводы обращения в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» с подготовкой мотивированного ответа, содержащего в том числе информацию о результатах рассмотрения заявления (ходатайства).

4.2. Постановления должностных лиц, вынесенные в соответствии со ст. 64.1 Закона, могут быть оспорены (обжалованы) в порядке, установленном главами 17, 18 Закона.

к Методическим рекомендациям

по определению порядка

ходатайств лиц, участвующих

в исполнительном производстве

Подлежит заполнению при частичном удовлетворении заявления (ходатайства).

Подлежит заполнению при вынесении постановления главным судебным приставом Российской Федерации, главным судебным приставом субъекта Российской Федерации, их заместителями.

к Методическим рекомендациям

по определению порядка

ходатайств лиц, участвующих

в исполнительном производстве

Подлежит заполнению при вынесении постановления главным судебным приставом Российской Федерации, главным судебным приставом субъекта Российской Федерации, их заместителями.

к Методическим рекомендациям

по определению порядка

ходатайств лиц, участвующих

в исполнительном производстве

Подлежит заполнению при вынесении постановления главным судебным приставом Российской Федерации, главным судебным приставом субъекта Российской Федерации, их заместителями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *